Список Квислинга

В Норвегии обнародован список предателей из 16 тысяч имен

Список предателей, состоящий из 16 тысяч имен, в канун очередной годовщины Великой Победы над фашизмом обнародован в Норвегии. Это стало и откровением, и шоком для многих.

Мой давний приятель и коллега Пэр Евне, которого я попросил высказать свое мнение по этому поводу, заметил, что, когда война закончилась, многие норвежские фашисты и их приспешники бежали в Аргентину. Там закончили либо заканчивают свой жизненный путь.

Отвечая на мой вопрос, он предостерег: «Список № 1 подозреваемых в тяжких видах предательства Родины» (так называется книга, которая была раскуплена в Норвегии за считанные дни) нельзя использовать в качестве средства давления на неугодных людей. Опытный журналист из страны фьордов, написавший немало статей о войне, ее обычных участниках и настоящих героях, в том числе и из Беларуси, знает, о чем говорит. Не случайно регистр возможных коллаборационистов хранится в Государственном архиве Норвегии и до 2005 года вообще был засекречен, а после снятия с него этого грифа оставался документом «для служебного пользования». Поэтому его видели только историки и исследователи, да и то после получения специального разрешения. Государство не хотело лишний раз бередить старые раны и травмировать близких тех, кто оказался в этом списке. И когда издательство «Vega» случайно получило в свое распоряжение имена возможных коллаборационистов, оно не стало спешить с их обнародованием. Его руководители держали совет с юристами. Те заверили, что закон на стороне издательства. После чего книга была подготовлена к печати и нынешней весной увидела свет.

Опубликованный список составлялся главным образом в Швеции, в лагерях приема беженцев из Норвегии, еще в 1940—1945 годах. Поэтому прав Пэр Евне: беглецы могли ошибаться, строить домыслы на подозрениях, даже сводить личные счеты со своими знакомыми, на самом деле не имевшими связей с оккупантами. Издательство не замолчало этот деликатный момент, предупредив о нем в предисловии к книге. Наряду с жестокими и беспощадными помощниками нацистов, что служили в СС, полиции, охране лагерей военнопленных, карательных отрядах, в списке есть случайные попутчики, не запятнанные серьезными преступлениями.

Кстати, как следует из опубликованных ранее архивных документов, существовали вполне конкретные планы основания норвежских «колоний» в Советском Союзе. Первоначально норвежские нацисты предъявляли претензии на Кольский полуостров, а затем, когда стало ясно, что Германия в ближайшей перспективе не будет захватывать эту территорию СССР, они обратили свои устремления на богатые земли Украины и Беларуси. Правда, немцы не оценили энтузиазма норвежских единомышленников и отказали им в этих претензиях. В итоге лидер норвежских нацистов Видкун Квислинг и его соратники предложили отдать им Урал, который якобы является «районом исторического проживания норвежцев в России».

«Мы исключили из списка, рассылавшегося в мае 1945 года по полицейским отделениям всей Норвегии для ареста предателей, лишь несколько категорий людей, — рассказывает издатель «Vega» Финн Йорген Сольберг. — Это женщины, имевшие интимные отношения с немцами и норвежскими предателями, и лица моложе 18 лет. Но для норвежцев, добровольно служивших в войсках Ваффен СС, возрастного исключения не делали. По мере возможности мы пытались уточнить, какова достоверность списка предателей, но ошибок, конечно, не избежать. Однако продолжаю утверждать, что сейчас, спустя почти 70 лет после окончания войны, важно начать открытые дебаты об этом трагическом периоде в нашей истории. Это надо для демократического развития норвежского общества».

Тем не менее историки этой страны критически отзываются об опасном эксперименте издательства с прошлым. Выходит, и в данном случае нельзя забывать о мудром предостережении Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки»?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter