Списки работают на безопасность

Скандалить на борту самолета, спустя рукава выполнять свои обязанности, дебоширить и красть полотенца в гостиницах теперь чревато...
Скандалить на борту самолета, спустя рукава выполнять свои обязанности, дебоширить и красть полотенца в гостиницах теперь чревато не только сиюминутными, но и долгосрочными неприятностями. Все больше сфер вовлекаются в явный мировой тренд — составление «черных списков» проштрафившихся. Но если раньше они оказывали скорее воспитательное воздействие, то теперь приобрели реальный вес и способны закрыть кое перед кем многие двери. В Европе уже есть прецеденты, когда этим перечням придавали официальный статус. В нашей стране одной из первых ласточек можно считать нововведение на Могилевщине: магазины получили списки тех, кому запрещена продажа спиртного. Однако чаще всего информацию о персонах нон грата у нас пока предпочитают держать в секрете. Почему?

ОТ ВОРОТ ПОВОРОТ

Владельцы зарубежных отелей уже пришли к выводу, что только консолидация усилий позволит уменьшить издержки от приема неудобных клиентов. Например, система GuestScan, этакая виртуальная доска позора, заработавшая в Великобритании, мигом стала популярной. К проекту присоединились более 10 тысяч отелей и пансионов, проверяющих своих гостей по общей базе и отказывающих нежелательным персонам еще на этапе оформления заказа. Остаться за порогом рискуют те, кто устраивает дебоши и драки, по мелочи крадет из номеров, портит мебель и технику, а также норовит сбежать не заплатив.

Белорусские отельеры не торопятся обнародовать такие списки, тем более активно делиться ими друг с другом, относя их к разряду коммерческих тайн. В целом же проблема недобросовестных гостей не стоит так остро, как за рубежом, а потому работать не мешает. Например, в гостинице «Планета» уверили, что не откажут в размещении гостю, даже если в предыдущее посещение он проявил себя не лучшим образом. Потому что любой посетитель — дорогой и желанный, а урегулирование всех вопросов, в том числе и спорных, зависит от качества работы персонала. Даже редкие случаи, когда клиент уходил по–английски, не заплатив по счету (кстати, деньги благодаря собственной службе безопасности или органам внутренних дел все–таки возвращаются), — не повод в следующий раз дать от ворот поворот. Так же считают и в гостинице «Спутник» — правда, неплательщиков тут нет, берут предоплату. А вот испорченное гостями имущество хоть и редко, но обнаруживают в номерах. 

ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ

Кстати, о туристах. Несколько лет назад сограждане с азартом составляли на специализированных форумах «черные списки» турфирм, однако теперь они уже не в ходу, наверное, потому, что плохо отражали действительное положение дел. У Алексея Б., директора туристической фирмы, работающей на рынке 18 лет, такое мнение по этому поводу: «Если проанализировать негативные отзывы, то наибольшее их количество будет отнесено к самым крупным компаниям. Просто потому, что у них больше клиентов — здесь работает закон больших чисел. А от неприятностей не застрахован никто. Ведь тур состоит из нескольких этапов: трансфер, проживание, экскурсия. Непрогнозируемый сбой не по нашей вине может случиться где угодно. Но договор–то заключается с нами, поэтому и претензии — к нам».

Вот свежая история. Ночью в четверг в Болгарию должна была отправиться группа. Но автобус, нанятый в Болгарии, пришел с одним водителем, который высадил туристов и собирался без отдыха, будто работает на городском маршруте, везти следующих. Конечно же, турфирма отложила выезд до следующего дня — ведь речь шла о безопасности людей — и нашла второго водителя. Одни клиенты поняли, что отсрочка в их же интересах, а другие повели себя неадекватно. Именно из–за такой реакции туристов, бывает, самих заносят в перечень проблемных клиентов — и в дальнейшем могут отказать в обслуживании. «Но информация о таких клиентах конфиденциальна. Во–первых, я уверен не во всех коллегах, чтобы ею делиться, а во–вторых, по моему глубокому убеждению, люди изначально не идут к нам со злым умыслом, например, с целью разорить», — по крайней мере, за многие годы работы такие Алексею не встречались.

А вот в Германии согласно недавнему решению парламента «черный список» туристов будет абсолютно официален. В него попадут путешественники, замеченные в склонности к насилию и нелегальной трудовой деятельности. Однако и вполне добропорядочные граждане отнюдь от него не застрахованы. Например, даже неправильно написанное название отеля может послужить причиной для отказа во въезде в страну. Уже раздаются голоса, что это нововведение идет вразрез с презумпцией невиновности и ущемляет туристов в правах. Тем более что в перспективе возможно создание общей подобной базы для ЕС.

СКАНДАЛЬНОЕ НЕБО

Дебошир на земле — это полбеды, в небе он может оказаться настоящей катастрофой. В России, например, уже готов проект закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», где предлагается в открытом доступе публиковать фамилии провинившихся пассажиров. 

У нас до таких драконовских мер еще не дошло, однако авиакомпании берут недисциплинированных пассажиров на заметку. Билет им в любом случае продадут, но применят усиленные меры досмотра. Кроме того, как уверили в департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, если во время досмотра или посадки пассажир дебоширит, явно нетрезв и настроен на конфликт, командир воздушного судна имеет право не брать его на борт, такой отказ в перевозке предусмотрен нашим Воздушным кодексом. Если нарушения случаются уже в полете, в особо сложных случаях командир может даже вернуть борт обратно, и у нас были такие случаи: не долетев до Гомеля, самолет развернулся в Минск, где виновника конфликта арестовали.

Свои перечни неблагонадежных клиентов есть у банков и у страховых компаний. А какие только списки в черных тонах не встретишь в интернете! Конечно, вряд ли они полностью чисты от намерения свести счеты с проходимцами, однако тут есть и элемент альтруистический — «не наступите на те же грабли». Например, на родительском форуме мамы делятся негативным опытом по найму нянь. В одном из кадровых агентств, специализирующихся на подборе домашнего персонала, признались, что тоже следят за этой информацией. И не скрывают: внутренний «черный список» соискателей довольно обширен. Можно сказать, изучается подноготная будущей няни или помощников по хозяйству: были ли привлечены к административной или уголовной ответственности, верны ли предоставленные рекомендации, имеются ли вредные привычки, по какой причине произошло расставание с предыдущим работодателем? Как правило, кандидаты с «негативной историей» и пополняют списки. Однако предавать эти списки гласности в агентстве считают неправильным — ведь так ущемляются права личности, в том числе и на трудоустройство. И надо сказать, в этом они абсолютно правы, ведь у нас законодательно ограничено распространение информации о частной жизни «физического лица» и его персональных данных. Так что кулуарный характер подобных списков более чем оправдан. Но само их существование, пусть и за семью печатями, не только предупреждает возможные проблемы, но и зачастую просто работает на нашу безопасность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter