Спирт высоких достижений

Не сегодня и не вчера в Беларуси началась война.
Не сегодня и не вчера в Беларуси началась война. Торговая. И нет ей ни конца ни края, потому что война эта тихая, тонкая и тщательно скрытая...

"Да что вы такое говорите? - возмутился начальник управления торговли Гродненского облисполкома Леонид Романин. - В области много частных магазинов, индивидуальные предприниматели торгуют на рынках. Как я им могу указывать, что продавать?! Выдумки все. Предприятия привыкли, чтобы торговля стояла у них на коленях, выпрашивая продукцию. Наш Гродненский пивзавод тоже жалуется, мол, в Минск его не пускают. А я им отвечаю: плохо работаете, вот и не пускают. Юфа (это директор Лидского пивзавода. - А.С.) там свое пиво продает. А что касается водки, то у нас в области ее потребление снизилось за полгода на 13 процентов. Конкуренция жесткая. И торговля выбирает, кому отдать предпочтение. Гродненский ликеро-водочный предлагает 2 месяца отсрочки платежа и сам свой товар развозит. Вот с ним магазины и предпочитают работать". К этому убедительному спичу остается только добавить, что конкуренция - двигатель прогресса и в этой гонке погибает слабейший.

Но какое дело до этого жительнице небольшого городка Сморгонь на Гродненщине, если ее маленький семейный праздник был безнадежно испорчен? На днях к ней из Минска приезжала единственная дочка с зятем. Чтобы угодить дорогим гостям, Янина Владимировна наготовила полный стол яств, ну и водочки надумала прикупить. Той, что зять любит. Пошла в один магазин, в другой, обошла все. Увы, кроме гродненской, правда, в самом широком ассортименте, никакой больше на прилавках не обнаружила. "Как же так?" - недоумевала пенсионерка. "Нельзя нам минскую водку завозить, велено свой завод поддерживать, иначе - на ковер и с работы - вон", - объяснила ситуацию продавец. В Минске на заводе подтвердили: продажи белой 40-градусной в этом году на Гродненщине упали почти на 40 процентов.

Водка - товар, скажем так, специфический. Народ ее стал меньше пить в принципе. Поэтому возьмем молоко. Академик Павлов называл его уникальнейшим природным продуктом. В Минске есть завод, который единственный в стране делает стерильное молоко в тетра-паках, способное сохраняться 4 месяца, освоил производство оригинальных швейцарских сыров с большими дырками и разливает натуральные соки. В январе начальник отдела маркетинга завода Сергей Крайко направил обращения в управления торговли всех областей с просьбой разрешить торговать той продукцией, что в данном регионе не производится. "Но зачем лишний раз челом бить? - интересуюсь. - Страна ведь одна, границ нет". "Что вы, - отвечает, - очень даже есть. Ни с одним гродненским магазином договор не заключить. Есть проблемы на Могилевщине, Брестчине..."

А теперь маски в сторону. Валовой внутренний продукт в стране вырос на 10 процентов. Не секрет, что его на своих плечах держат 118 мощнейших промышленных предприятий. Они ушли далеко в отрыв, и что бы ни происходило вокруг, положительную динамику это вряд ли уже испортит. Но нервы и бюджет губернаторам - вполне.

И думать нечего - ограничить ввоз. Скажете, все это мои домыслы и только? Хорошо, предлагаю эксперимент.

Опять же по статистике, в Минской области почти наполовину упало производство пива. Здесь его варят два завода - в Молодечно и Слуцке. Держу пари, что теперь, например, в Слуцк "чужое" пиво легко и просто не завезти. "Документального запрета на наше пиво нет, - говорит директор по маркетингу Лидского пивзавода Юрий Панченко, - но недавно наш представитель вернулся из Слуцка, не заключив ни одного договора на поставку, хотя лето на дворе и пиво расходится хорошо". Что и следовало доказать.

Какой председатель горисполкома будет сидеть и спокойно взирать, как расходится "чужое" пиво, когда, образно говоря, под носом мощности собственной пивоварни загружены всего на 14 процентов. Более того, в августе Слуцкий пивзавод переходит на 4-дневку, его работники обречены на нищенское существование. Оборудование на предприятии старое, энергозатратное. Завод медленно, но верно умирает. В этой конкурентной борьбе он - проигравший. И никакие административные запреты ситуацию, увы, не спасут.

Маленькие молочные, пивоваренные заводики в регионах обеспечивают работу, зарплату и психологический микроклимат в целом на местах. По статистике, за полгода выпуск цельномолочной продукции в стране увеличился на 8 процентов. Но если Брестчина выдала "на-гора" на 18 процентов продукции больше, то Гродненщина один процент потеряла. И это область, которая отличается высокопродуктивным животноводством. Как можно исправить ситуацию самым кратчайшим путем?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter