"Спираль" Германа Титова

С середины 60-х в СССР разрабатывался "космический истребитель" "Бор".
С середины 60-х в СССР разрабатывался "космический истребитель" "Бор"...

Читатели, помнящие начало космической эры в СССР, часто задавались вопросом: какова дальнейшая судьба космонавта номер 2, дублера Гагарина? Его имя довольно быстро исчезло из списков отряда космонавтов, и, как всегда в таких случаях, поползли слухи, что он плохо перенес полет и отчислен медкомиссией. А затем, много лет спустя, было официально объявлено, что генерал Титов занимается проблемами дальней космической связи. В действительности все было не так...

Отъездив, как и Гагарин, положенные почетные маршруты по стране и ее окрестностям, Титов поступил в Академию им. Жуковского. И здесь, на спецкурсе, он узнал, что в самолетном КБ А.Микояна идут работы над принципиально новым космическим аппаратом - "космическим истребителем" многоразового использования по проекту "Спираль".

За время учебы в академии Титов осознал (хотя официального запрета не было), что шансов слетать еще раз в космос в рамках программы пилотируемых полетов у него крайне мало. К тому же там большая очередь тех, кто еще не летал. А роль потенциального "свадебного генерала" его не устраивала. Теперь у него снова появился шанс быть первым - первым пилотом космического истребителя. И он переходит из отряда космонавтов в КБ Микояна. И хотя, как вспоминает Титов, Микоян встретил его без особой радости, первый этап к намеченной цели он прошел - стал первым в списке будущих пилотов "космического истребителя" в группе, первоначально состоявшей из трех человек: Г.Титова, А.Филипченко и А.Куклина. В Липецке они прошли теоретическую подготовку, а затем в 1967 году во Владимировке начали осваивать испытательную работу. По мере разворачивания работ над "Спиралью" в Звездном городке был создан так называемый "четвертый отдел", куда вошли молодые летчики Кизим, Романенко, Джанибеков, Малышев и другие. Всем хорошо известные фамилии, практически все они потом слетали в космос, только по обычной программе.

Конструктором "космического истребителя" многоразового использования (американского "Шаттла" тогда еще и в проекте не было) в КБ Микояна стал Г.Лозино-Лозинский, который в дальнейшем станет и одной из ключевых фигур среди разработчиков "Бурана". Но тогда, в середине 60-х, "Бурана" не было и в проекте, а этот маленький одноместный бескрылый космический самолетик назывался "Бор" (с индексами 1, 2, 3, 4). Их было несколько модификаций. Один из них, напоминавший обыкновенный МиГ-17, только с укороченными крылышками и лыжеобразной формой фюзеляжа, подвешивался к самолету-носителю, затем сбрасывался с большой высоты и без двигателя шел на посадку. Другая модификация, полностью бескрылая и больше всего похожая на лапоть с треугольными стабилизаторами в корме, поднималась ракетой-носителем (такой же, на которой летал Титов) в космос и оттуда по спирали планировала на Землю, приводняясь в Тихом океане.

Первоначально Минобороны проявило большой интерес к проекту "Спираль", поскольку его основным преимуществом был бескосмодромный старт почти из любой точки СССР. Все три космодрома (Байконур, Плесецк, Капустин Яр) были на прицеле боевых ракет вероятного противника, ракетные шахты - тоже. "Космический истребитель" вместе с разгонным блоком должен был по проекту стартовать в космос со "спины" самолета-носителя с любого приспособленного для взлета аэродрома, а затем садиться тоже на аэродром (посадка на воду была временным вариантом).

Но в 1967 году новый министр обороны Гречко "зарубил" проект: слишком маленьким (длина всего 6 метров) и несерьезным показался ему этот космический самолетик. К тому времени до руководства страны дошли сведения о разработке в США еще только идеи корабля многоразового использования, и разработчикам космической техники намекнули, что отставать нельзя. Так вместо "Бора" Лозино-Лозинский был вынужден переключиться на разработку "Бурана".

Однако произошло то, что было возможно лишь при советском строе: конструктор продолжил работу над "Бором" без финансирования Минобороны, что называется, на общественных началах. Конечно, основную роль сыграла солидная "крыша" в лице главного конструктора КБ Артема Ивановича Микояна. Его брат, Анастас Иванович Микоян, был в те годы фактически вторым лицом в государстве - Председателем Президиума Верховного Совета (что приравнивалось к должности президента) и членом Политбюро ЦK КПСС.

Собственно, работы над "Спиралью" и велись до 1970 года - буквально до смерти А.И.Микояна (руководителя КБ). Практически сразу же был распущен "четвертый отдел" в Звездном, а отряд "космических истребителей" вливается в основной отряд космонавтов. Казалось, на этот раз все...

Но к тому времени Лозино-Лозинский вовсю работает над новым проектом "Бурана". И он опять решает рискнуть и принимает беспрецедентное решение: не прекращать работы над "Спиралью". Сегодня можно сказать уже определенно, поскольку для "Бурана" было необходимо испытать теплоизоляционную защиту нескольких типов в рамках программы "Космос", начиная примерно с "Космоса-1300" в 1982 году на орбиту запускается под видом макета "Бурана"... полномасштабный "Бор", на котором и испытывается эта самая термоизоляция! Как это происходило, рассказал в интервью сам Герман Титов.

"Мы создали модель "Бурана" в масштабе один к трем и провели серию испытаний. Были проведены четыре пуска: три удачных и один аварийный - забыли к аппарату прикрепить парашют! Первый пуск нам удалось скрыть от американцев, но при втором они зафиксировали все: как аппарат садился в океан, как его поднимали на борт корабля, как сливали остатки топлива. По фотографиям они сделали макет аппарата и испытали его в своих лабораториях. Полученные аэродинамические характеристики были значительно лучше, чем у "Шаттла".

Можно утверждать: чтобы не подставлять Лозино-Лозинского, Герман Титов изложил "официальную" версию. Но тут же оговорился, что аэродинамика "макета" "Бурана" оказалась лучше, чем у "Шаттла". А ведь "Буран" и "Шаттл" - братья-близнецы, и неспециалист по внешнему виду их не различит.

Речь, разумеется, шла о "Боре". Герман Степанович, наверное, не предполагал, что секретный американский снимок однажды попадет в Интернет и тысячи людей увидят когда-то сверхсекретный "Бор" на палубе советского корабля. И, как можно сразу заметить, макетом "Бурана" этот аппарат никак являться не мог: у него принципиально иная форма и аэродинамика, где подъемная сила создается только лишь за счет фюзеляжа специального профиля.

Стоит попутно восстановить и историческую справедливость: фамилия "строго засекреченного" Лозино-Лозинского долгое время была в тени, а все лавры за создание комплекса "Энергия"-"Буран" достались "рассекреченному" В.Глушко. Что ж, его роль безусловно велика, но в другом. Глушко занимался лишь носителем "Бурана" - ракетой "Энергия".

В заключение надо расставить точки над "i" и в статье "Советские космонавты-камикадзе", распространяемой через Интернет. Как видно, западные СМИ просто не владеют всей информацией. Не было у советского космического истребителя "нерешенной проблемы возвращения космонавта на Землю", поскольку все три "Бора" нормально приводнились в автоматическом режиме (эта посадочная автоматика была в дальнейшем использована и на "Буране"). Не предназначались изначально "Боры" для уничтожения "Шаттлов", поскольку в 1965 году тех и в помине не было. Но только когда Горбачев заявил, что на программу "звездных войн" Рейгана у СССР есть ответ, он имел в виду и полулегально изготовленный и испытанный космический истребитель. Это подтвердили и сами американцы, сообщившие миру, что, по их сведениям, Советы располагают маневрирующим на орбите космическим аппаратом, который может приближаться к американским спутникам системы ПРО и уничтожать их или сбивать с орбиты.

На "Боре", кстати, первоначально предполагалось устанавливать обычное пушечное вооружение, но оно при испытаниях в космосе в рамках программы "Алмаз" оказалось малоэффективным. В дальнейшем предполагалось размещение на нем атомного оружия. В перспективе было и использование боевых лазеров.

Но, как отмечает сам Титов, "Бор" мог выполнять и сугубо мирные задачи по доставке грузов на орбиту и с орбиты, причем намного дешевле, чем существующими системами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter