Спецовка вам придется по размеру!

И все-таки, что делать нынешнему удвоенному выпуску базовой школы — идти в 10-й класс или поступать в высшие учебные заведения?Этот вопрос журналисты вчера задали министру образования Беларуси Александру Радькову.

— Я всегда рекомендую получить рабочую профессию, — напомнил министр. — Конечно, каждый должен выстроить свою образовательную траекторию, но иметь рабочую профессию — это один из способов социальной защиты. Рынок не может быть перенасыщен высококвалифицированными рабочими руками. К тому же почти все учащиеся системы профессионально-технического образования получают общее среднее образование.
Вопрос был задан не случайно: вчера в Минске открылась XVI конференция министров образования государств — участников Содружества Независимых Государств и представительная международная конференция “Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития”, организованная правительством Республики Беларусь, Исполнительным комитетом СНГ и московским бюро ЮНЕСКО.
В мероприятии принимают участие министры образования (и науки) России, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, заместители министров образования (и науки) Армении, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, заместитель генерального секретаря ЮНЕСКО Чиян Танг и председатель Исполкома СНГ — исполнительный секретарь Содружества Сергей Лебедев, представители государств Центральной и Восточной Европы, стран Балтии, Швеции, Финляндии, Всемирного банка, Международной организации труда.
Президент Александр Лукашенко, поздравляя участников обеих конференций с началом работы форумов, отметил, что Беларусь по праву гордится национальной системой подготовки кадров рабочих, служащих и специалистов среднего звена для промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
— Вы не пожалеете о том, что приехали, — пообещала гостям и первый заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич. — Во-первых, Беларусь всегда славилась тем, что мы любим и умеем принимать гостей. Во-вторых, нам есть чем поделиться: страна не только сохранила советскую систему профтехобразования, но и развила ее.
Факты таковы: в стране 223 учреждения профтехобразования с общим количеством учащихся около 100 тысяч. Мы сохранили их отраслевую ориентацию и ориентацию на крупные предприятия, около 80 процентов учреждений преобразовали в многопрофильные и многофункциональные, сориентировав их также на потребности малого и среднего бизнеса. В Беларуси появились первые ресурсные центры для обучения рабочим специальностям. 67 процентов учреждений профтехобразования работают не только со вчерашними выпускниками, но и со взрослыми, которые нуждаются в переобучении и повышении квалификации.
Финансово-экономический кризис привел к свертыванию производственных мощностей, сокращению инвестиций в образование, деформации отношений между экономикой и образованием, повышению уровня безработицы во многих странах. По словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, в последние годы жителям постсоветских стран пришлось ощутить все тяготы коммерциализации образования. Сфера образовательных услуг получила развитие, количество вузов и студентов резко увеличилось. Но учреждения образования не учитывают потребности рынка и зачастую продают диплом и статус, а не высокую квалификацию. Материальная база учреждений профессионального образования стареет, зарплата мастеров производственного обучения невысока. Но самое главное — учеба в ПТУ по-прежнему воспринимается обществом как запасной аэродром для тех, кто не поступил в высшие учебные заведения.
— Министры образования по долгу службы следят, чтобы в школьных буфетах продавались только полезные продукты. Но опыт показывает: пока мы не сделаем полезное вкусным, ученики его есть не будут. Так же и с рабочими профессиями: в представлении молодых людей они должны стать “вкусными”, — объяснил Андрей Фурсенко.
Как стимулировать учреждения образования опираться на прогнозные показатели рынка труда? Как объяснить молодым людям, что быть “синим воротничком” ничуть не хуже и не менее престижно, чем “белым”? Как привлечь крупные производства к созданию и оснащению современных ресурсных центров для обучения рабочим профессиям?
Ответы на эти и другие вопросы участники конференции будут искать ближайшие два дня. “Народная газета” подробно расскажет о ходе дискуссий в одном из ближайших номеров.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter