На Гродненщине сокращается потребность в рабочих специальностях

Спецовка по размеру

Наша страна всегда отличалась крепкой системой профессионально-технического образования. Но если раньше рынок труда требовал все большего количества рабочих рук, то теперь главным стало качество  подготовки специалистов. Нынешним лицеистам и учащимся колледжей с самого начала приходится разбираться в  нюансах современных технологий,  овладевать навыками работы на новых машинах и оборудовании. Ответом на требования времени стала модернизация системы по всем направлениям — от совершенствования материально-технической базы до внедрения новых методик преподавания. Эту работу высоко оценил  глава международной некоммерческой ассоциации WorldSkills International Саймон Бартли на недавней встрече с Президентом, отметив, что Беларусь в своих подходах к среднему профессиональному образованию может быть примером для других государств. 

Фото  Лизы  ТИМАШКОВОЙ.

Наш собственный корреспондент решила посмотреть, чем  сегодня живет система профтехобразования, кто идет учиться на рабочие специальности, и что ждет этих ребят в будущем.

В Гродно в нынешнем году планируют реорганизовать 4 профтехучилища. Впрочем, о закрытии речь не идет. Говорят о «слиянии» и «реорганизации». Что за этим процессом кроется? 

...Колледж коммунального хозяйства расположен в самом центре Гродно. Белоснежное здание, чем–то даже напоминающее театр или дворец искусств. У входа разбиты клумбы, высажены туи. Это дело рук самих учащихся, получающих здесь специальность цветовода. Еще тут готовят слесарей, электрогазосварщиков, электромонтеров и других мастеров широкого профиля.

Директор колледжа Александр Маковецкий ведет в мастерскую, где идет подготовка к республиканским соревнованиям по профессиональному мастерству. Светло. На стенах современная плитка. Новейшее оборудование. Два парня усердно разбираются в тонкостях сантехнического дела. Пытаюсь завязать разговор:

— Ребята, на кого учитесь?

— У нас интегрированная специальность. Называется «Монтажник санитарно–технических систем и оборудования, электрогазосварщик».

Молодые люди признаются, что их родители в свое время тоже получили рабочие специальности. Сейчас работают на заводах и в системе ЖКХ. Вот и ребята последовали их примеру, не представляют себя в других профессиях. Но уверены, что повышать квалификацию надо постоянно.

Александр Маковецкий признается: за последние 4 года количество учащихся в колледже сократилось вдвое:

— Рабочие кадры в тех объемах, что готовили во времена СССР, не нужны. На предприятиях — государственных и частных — закупают современное оборудование, не требующее больших человеческих трудозатрат. Многие учебные заведения действительно дублируют специальности. Нас планируют объединить с химико–технологическим лицеем.

Заместитель директора лицея Людмила Ходус говорит о схожести положения двух учебных заведений. За последние годы потеряно более 300 учащихся. Здесь учат на электромонтеров, электросварщиков, слесарей–ремонтников, машинистов холодильных установок. 

Еще два учебных заведения готовятся в этом году к объединению. Колледж приборостроения присоединят к колледжу техники, технологии и дизайна. Оба заведения с трудом, но выполняют план набора. В учебных заведениях есть все, чтобы готовить квалифицированных рабочих: швей, секретарей, токарей, операторов связи, техников–механиков и других. Но здесь вновь возникает вопрос: куда пойдут работать выпускники?

Много ли, к примеру, нужно работников недавно модернизированному предприятию «Мостовдрев»? Его директор Сергей Ососов признает, что кадры, если и нужны, то высококвалифицированные. Новейшее оборудование импортного производства работает практически без участия человека.

Куда же отправляется целая армия мастеров, получивших рабочие специальности? Заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома, главный государственный эксперт области по условиям труда Сергей Мясников приводит исчерпывающие цифры:

— В первом квартале число вакансий, заявляемых организациями области, колебалось от 4,3 до 5,3 тысячи. Число безработных превышало количество рабочих мест в среднем в 1,2 — 1,7 раза. С учетом квалификационной подготовленности безработных на регистрируемом рынке труда наблюдался дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Снизилась доля вакансий для рабочих, но вырос спрос на специалистов с высшим и средним специальным образованием.

С рабочими специальностями ситуация неоднозначная. На Гродненщине требуются: 489 монтажников строительных конструкций, 166 арматурщиков, 95 слесарей по сборке металлоконструкций, 33 кровельщика по металлическим кровлям (нет безработных с такой специальностью). В это же время ищут работу: 177 рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, 119 электрогазосварщиков, 72 слесаря–ремонтника, 70 станочников деревообрабатывающих станков, 68 плотников, 58 слесарей–сантехников, 52 столяра. И это далеко не полный перечень.

Гродненский государственный профессионально-технический колледж коммунального хозяйства.

Почему бы, скажем, не выпустить полсотни кровельщиков, которых так не хватает? Специалисты управления образования каждый год пересматривают списки приостанавливаемых и возобновляемых специальностей. По–хорошему, некоторые профтехи нужно было закрыть еще лет пять назад. Но рубить с плеча не спешат. В результате профильные училища превратились в многопрофильные колледжи и лицеи, где специальности тасуются, как карточные колоды. К примеру, в 2015–м на Гродненщине перестали учить на демонстраторов одежды, плотников–бетонщиков, секретарей, штукатуров, облицовщиков–плиточников, горничных, садоводов. Параллельно открыли набор на слесарей–ремонтников, вязальщиков схемных жгутов, контролеров–кассиров, поваров, кондитеров, официантов, барменов, парикмахеров.

Недавно в редакцию нашей газеты пришло письмо от гродненского ветерана Великой Отечественной войны Николая Кукина. Он высказывает свои мысли, возникшие после прочтения статьи о закрытии сельскохозяйственного лицея в поселке Козловщина Дятловского района («Кто будет работать на своей земле через десять лет», «СБ» за 4 марта). Переживает, что рабочие профессии не востребованы, а молодежь любой ценой стремится попасть в вузы.

Во многом наш читатель прав. Но кто может спрогнозировать спрос на одни или другие профессии хотя бы на ближайшую пятилетку? На сайте Министерства труда и соцзащиты единый квалификационный список профессий обновляется дважды в год. Но по этим цифрам можно судить лишь о том, что востребовано сегодня. А завтра? Старший научный сотрудник Научно–исследовательского института труда Светлана Острейко говорит, что универсального способа для такого прогноза пока нет. Сейчас разрабатывается специальная методика с участием трех министерств — труда, образования и экономики.

— Прогнозировать потребность в рабочих специальностях гораздо сложнее, — уверена Светлана Острейко. — Это связано с кратковременностью обучения. Прием в учебные заведения зависит от заявки нанимателей. А в нынешней непростой экономической ситуации мало кто скажет, что будет с фирмой или предприятием в ближайшие годы. Единственный выход — смотреть, куда вкладываются инвестиции и какие в тех сферах требуются профессии.

Комментарий

Заместитель начальника управления образования Гродненского облисполкома Олег Рахунок:

— Облисполком видит необходимость оптимизации: как структуры подготовки рабочих кадров, так и сети учреждений профессионального образования в соответствии с потребностями отраслей экономики. Ведется активная работа по исключению из перечня приема невостребованных на рынке труда профессий и введению тех, по которым имеется спрос, исключается дублирование подготовки по родственным профессиям в учреждениях образования, расположенных в одном регионе. Активно ведется работа по созданию ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием. Совместно с комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию проводится работа по передаче функций районных учебно–курсовых комбинатов учреждениям профессионального образования. Ведется постоянная работа с организациями — заказчиками кадров по прогнозированию потребности в специалистах на ближайшие 5 лет.

tanula.K@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 94 (24976). Пятница, 20 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter