Специалисты вчерашнего дня сегодня и даром не нужны

НА днях заместитель Премьер-министра Василий Жарко справедливо отметил: в стране модернизируются, строятся новые предприятия, делается серьезный шаг к развитию цифровой экономики. Подписан соответствующий декрет. И, конечно, нам не обойтись без специалистов, способных работать на высокотехнологичном оборудовании, управлять сложными процессами. Но ни для кого не секрет — многие ссузы и вузы сегодня выпускают профессионалов вчерашнего дня. И работодатели тоже особо не скрывают, что молодых специалистов приходится доучивать, а то и переучивать.

А может быть, не нужно ждать, пока молодой человек дойдет до вуза и ссуза, а начинать его приобщать к технологическим новинкам уже со школьной скамьи? Чтобы в высшее учебное заведение он пришел более-менее подкованным. А еще лучше — с ворохом интересных идей и проектов, полный решимости воплотить их в жизнь. Самое удивительное, что примеры такого подхода в глубинке уже есть. Правда, они пока единичны, но почему бы во всех регионах не присмотреться к подобному опыту и не взять что-то на вооружение? Вот,  допустим, в Белоозерске Березовского района только что открылся ресурсный центр по робототехнике для учащихся. Общий бюджет инициативы составил около 21,7 тысячи евро: Евросоюз по программе ПРООН выделил более 19 тысяч. Поддержало проект и местное предприятие — остальную сумму, 2 тысячи евро, добавил  Березовский сыродельный комбинат.  Приобретены ноутбуки, материалы прикладного характера — и в путь. Занятия в этом центре посещают школьники от 7 до 16 лет. Дети с юных лет учатся работать в коллективе, развивать технические и языковые способности, творческое мышление, инженерные навыки и даже получают опыт программирования. А поскольку робототехника невероятно популярна, им все интересно. Пока в процесс вовлечены ученики средних школ Белоозерска, в ближайшей перспективе начнут привлекать к занятиям и сельских школьников. Кто знает, может, на выходе мы получим собственных вундеркиндов с сельской пропиской и будущих всемирно известных изобретателей?

Стараются по мере сил и возможностей смотреть в будущее и в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины, где на днях провели открытый областной конкурс «ТехноИнтеллект». Свои  разработки здесь представили более 100 учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей со всей области. Это самые способные ребята со всего региона, проявившие недюжинные способности в моделировании, конструировании, решении технических задач, имеющие склонность к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности.

Следующий шаг — участие в республиканском финале. Если в итоге конкурс поможет раскрыть кому-то из ребят в глубинке потенциальные способности, все в итоге от этого только выиграют.

Иными словами, на всех ступеньках образовательного процесса пришло время в корне менять ситуацию, начиная уже с самих программ обучения и подходов. В школах — стремиться к технологичным подходам в обучении. Ну а для вузов, как заметил Василий Жарко, пришло время создать рабочие группы из числа специалистов организаций — заказчиков кадров, преподавателей ведущих учреждений образования. До 1 августа им предстоит обеспечить доработку или разработку новой учебной программной документации по всем уровням профессионального образования. Одна из главных задач — исключить ненужные учебные дисциплины, которые не имеют отношения к подготовке по конкретной специальности, усилить практическую составляющую процесса постижения наук. Но придется поразмыслить и над тем, какие все-таки нужные, исходя из требований дня наступившего.

Александра ДМИТРИЕВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter