Накануне нового учебного года обсуждаем вопросы педагогических кадров

Специалист на десять баллов

Перспективы белорусской образовательной сферы, оптимальная модель перехода учащихся от средней к высшей ступени, новые подходы к аттестации выпускников и решение кадровых вопросов. Эти и другие темы на этой неделе обсудили сначала на совещании у Президента о развитии национальной системы образования, а позже — на коллегии Администрации Президента.

Сегодня многие страны столкнулись с нехваткой учителей. Насколько это актуально для Беларуси? Испытывают ли школы кадровый голод? Как удержать молодых специалистов на местах? Обсудили горячую тему с экспертами: начальником главного управления экономики образования Министерства образования Ириной Бебех, консультантом управления кадровой политики Министерства образования Ольгой Дмитриевой, ректором Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александром Жуком, директором колодищанской СШ № 2 Андреем Боровиковым и молодым специалистом гимназии № 40 имени Янки Лучины Юлией Четырбок.

СКАЗАНО

— Школа — это храм. И туда нужно приходить как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не ­только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей.

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко во время выступления на Республиканском педагогическом совете, 24 августа 2021 года.

Общемировая тенденция: учителей в возрасте становится больше

«СБ»: Некоторые любят нагнетать обстановку. Не так давно в одном из телеграм-каналов появилась информация: за 5 месяцев отток кадров из системы образования составил 5,6 тысячи человек. Очередная провокация или все действительно так печально?

О. Дмитриева: Люди либо хотели шокировать впечатляющими показателями, либо попросту не знают специфику работы системы. Все дело в образовательном процессе. Штатное расписание, например, формируется не раз в год, как в других организациях, а два: в январе и сентябре, когда понятно, сколько учащихся будет и сколько работников необходимо. И речь не только о школах, но и о вузах, учреждениях ПТО и ССО. Только школ в Беларуси более 2960. Неудивительно, что к концу учебного года систему покидает большое количество людей. Обычно уходят те, кто работает по временным договорам, — педагоги пенсионного возраста, студенты, совместители, вахтеры, гардеробщики... Истекают контрактные сроки, с кем-то мы вынуждены расторгнуть отношения.
Ольга Дмитриева:

— Чем выше квалификационная категория, тем выше заработная плата.
Каждый год в отрасль приходит около 6 тысяч молодых специалистов. Каждому надо предоставить место. Уже в сентябре — октябре общий приток кадров составит до 15 тысяч человек.
«СБ»: Действительно ли сегодня многие страны столкнулись с дефицитом учителей и вынуждены привлекать пенсионеров, чтобы закрыть кадровые дыры?

О. Дмитриева: Изучала отчет Европейской комиссии за прошлый год: система образования столкнулась с дефицитом высококвалифицированных педагогов. В ЕС почти 40 процентов учителей старше 50 лет и только менее 20 процентов — моложе 35. Общемировая тенденция, как видите. В Болгарии, Германии, Венгрии доля преподавателей в возрасте достигает 50 процентов.
В нашей стране педагоги пенсионного возраста составляют 9 — 10 процентов, из них 9,3 процента в дошкольных учреждениях, 9,5 — в общем среднем.

Зарплата педагога высшей категории — от 1,6 тысячи рублей

«СБ»: Молодые кадры в качестве ключевого требования выдвигают только зарплату?

А. Боровиков: Плоха та система, которая относит образование к сфере бизнеса. Но молодых специалистов точно не обижаем. Сегодня для них установлена надбавка по контракту — зарплату получают на уровне опытного учителя. Есть дополнительный поощрительный отпуск, оказывается единовременная материальная помощь для обустройства. И это лишь часть бонусов.

И. Бебех:
Мы рады, что закрепляемость педагогических кадров — от 70 до 90 процентов (в зависимости от региона). Приятный пример: в Стародорожском районе этот показатель равен 100 процентам.
К 2025 году планируем повысить среднюю заработную плату педагогических работников до уровня средней по стране. Сегодня педагог получает в среднем 1407,5 рубля, воспитатель — 990,9 рубля.
Учитель высшей категории с нагрузкой 30 часов в неделю может заработать от 1,6 тысячи рублей.

А. Боровиков: Толковый учитель может заработать. Бывает, педагог высшей категории получает и две тысячи рублей. И замечу, не в столичной школе, а в агрогородке! Еще пример. Учитель химии подготовил школьницу к республиканской олимпиаде, та заняла призовое второе место. В результате талантливый наставник в течение года получал надбавку в размере около 500 рублей.

О. Дмитриева: Чем выше квалификационная категория, тем выше заработная плата. Есть требование для ее присвоения — трудовой страж. Введена преференция: те, кто получил диплом магистра, диплом с отличием (для лиц с высшим и средним специальным образованием), могут получить вторую категорию без учета времени работы.
Но уже с этого года планируем получение второй категории по ходатайству руководителя, если орган местного само­управления согласен.

Учителя физики и математики — нарасхват

«СБ»: Сейчас самые востребованные специалисты — учителя физики и математики, педагоги начальных классов. Их хватает?

А. Боровиков: Сложности есть. Молодой человек, получивший профильное образование, скорее пойдет в IТ или реальный сектор экономики с более высоким уровнем дохода, нежели в школу. Это достаточно сложные предметы, поэтому набор небольшой.
Андрей Боровиков:

— Толковый учитель может заработать. Бывает, педагог высшей категории получает и две тысячи рублей. И замечу, не в столичной школе, а в агрогородке!
Таких специалистов переманивают: звонят, предлагают более выгодные условия. Но давайте посмотрим на вопрос с другого ракурса. Это подсказка молодежи, что педагогика — перспективное направление. Какую бы сферу учитель ни выбрал, если он толковый, то не останется без работы.
У них стабильное положение на рынке труда. Думаю, это привлечет новые кадры в сферу.
Александр Жук:

— Только усилиями вузов, осуществляющих подготовку педагогов, проблему нехватки учителей математики и физики сегодня не решить.
А. Жук: Мы ежегодно получаем запросы на учителей физики и математики от управлений образования Минска и Минской области. В марте на республиканском совещании вопрос озвучивался и представителями заказчиков педкадров других регионов. Причины нам понятны. Во-первых, сложность данных отраслей наук, которые еще в школе надо осваивать последовательно и системно. Чтобы выбрать математику или физику как профессиональную сферу, необходимо заниматься постоянно из года в год. Наскоком, за 10‑й или 11‑й класс, это сделать нереально. Во-вторых, высокая конкуренция со стороны других специальностей: сегодня выпускник школы, который хорошо подготовлен по физике, математике, отправится в программисты. Это подтверждают и наборы на данные специальности как в столичные вузы, так и в региональные, массово открывающие подготовку по IT-специальностям. И вот возникает третья причина: областные вузы, которые могли бы обеспечивать потребность регионов в учителях математики и физики, с неохотой открывают эти специальности. Боятся недоборов, делают ставку на более конъюнктурные направления подготовки. И напрасно! Опыт нашего университета подсказывает: есть возможности привлечь на физико-математические специальности сильных абитуриентов, которые научат других.
Юлия Четырбок:

— Я с 6 лет мечтала о том, что буду приходить в класс, аккуратно выводить на доске «классная работа» и учить детей. И, поверьте, последнее, что меня интересовало, — сколько получает педагог.
В БГПУ последние годы выполняются все нормы приема на специальности, закрепленные за физико-математическим факультетом. В этом году конкурс составил 1,3 человека на место, проходной балл — более 260. Всего зачислили 70 будущих учителей математики и 36 — физики.
Среди них 11 медалистов, 10 выпускников педагогических классов, чей средний балл аттестата от 8 и выше. К слову, более 40 процентов поступивших на физмат этим летом — юноши!

Молодежь на первый план

О. Дмитриева: Хочу успокоить родителей: не было такого, чтобы в школе некому было учить детей. Вопрос решается за счет привлечения к работе учителей-пенсионеров, студентов последних курсов педагогических вузов, а также путем увеличения педагогической нагрузки — как правило, до полутора ставок и более. Кстати, интересное наблюдение. Я уже говорила, что лиц пенсионного возраста у нас 9 — 10 процентов. Среди учителей физики и математики пенсионеров 20 процентов. Что касается воспитателей, напряженность существенно снизилась. Сработало то, что был увеличен набор на дошкольное образование. По Минску 98 процентов детских садов укомплектованы  воспитателями. Как специалист, призываю критически относиться к любой цифре, которую видите в интернете. Например, вы видите, что в городе N, скажем, не хватает 20 учителей. Это много или мало? Если посчитать, то это мизер от общей численности.
Ирина Бебех:

— Мы рады, что закрепляемость педагогических кадров — от 70 до 90 процентов (в зависимости от региона). Приятный пример: в Стародорожском районе этот показатель равен 100 процентам.
А. Жук: Только усилиями вузов, осуществляющих подготовку педагогов, проблему нехватки учителей математики и физики сегодня не решить. Нужен комплекс мер, включая усилия управлений образования, органов местного управления по социальной поддержке молодых педагогов. А также учреждений общего среднего образования, которые имеют возможность открывать педагогический профиль на 3‑й ступени и вносить этим свой вклад в обеспечение притока молодых учителей, в том числе физики и математики, в школы и гимназии страны.

Ю. Четырбок: Педагоги самой младшей группы школьников сегодня тоже нарасхват — наравне с физиками и математиками. Позвольте подвести небольшой итог на правах как молодого специалиста, так и учителя начальных классов. Я с 6 лет мечтала о том, что буду приходить в класс, аккуратно выводить на доске «классная работа» и учить детей. И, поверьте, последнее, что меня интересовало, — сколько получает педагог. На первое место я бы поставила коллектив. Почему не детей? Если это твое призвание, со школьниками наверняка найдешь общий язык. Но чтобы молодой специалист не бежал сломя голову из школы, как только истечет время обязательной отработки, надо, чтобы в учреждении была создана доброжелательная атмосфера. Огромную роль играет понимающая администрация, которая не мешает, а помогает раскрывать профессиональный потенциал.

КОМПЕТЕНТНО

Андрей ИВАНЕЦ, министр образования:

— Перед системой стоит серьезная задача: обеспечение всех видов учреждений образования преподавателями с высшим образованием и соответствующей квалификацией. Во многих странах наблюдается непропорциональное соотношение молодых учителей и преподавателей старшего возраста. Да, сегодня мы считаем важным работать над омоложением педагогических кадров, но точно не видим проблемы в том, что в школах работают педагоги пенсионного возраста. Придерживаемся мнения, что сплав опыта и молодости приводит к самым эффективным результатам. Опытные кадры могут взять кураторство над молодыми.

Очень важный аспект — подготовка будущего учителя. Студенты педвузов с первого курса приходят в школы на практику, а на 4‑м курсе многие уже работают. И мы это только приветствуем.

Хочу презентовать новый проект, в котором будут принимать участие молодые ученые университетов, Национальной академии наук, учителя-предметники, проходившие курсы повышения квалификации на базе АПО, а также учащиеся Национального детского технопарка. Формат встреч будет включать лекции молодых ученых о современных научных разработках, посещение научных лабораторий и инновационных производств, знакомство с детским технопарком. Это позволит учителям и студентам увидеть одаренных школьников и высокий уровень их знаний, молодым ученым — презентовать отечественные разработки мирового уровня, а учителям-предметникам — зажечь, вернувшись в школу, глаза учащихся. И в основе всего — патриотическое воспитание будущих педагогов и молодежи.

аzanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter