Специалист. До востребования

Скоро у выпускников вузов распределение. Все ли готовы к этому?
Скоро у выпускников вузов распределение. Все ли готовы к этому?

Схема такова: школьник сидит над книжками, мама не спит ночами, папа хмуро бреется, бабушка пересаливает борщ — в школе прозвенел последний звонок и мальчик (девочка) готовятся к поступлению... Но все закончилось хорошо. Абитуриент стал студентом. Пролетели-промчались весело четыре года — и снова мама, папа, бабушка (см. выше). Причина? Ехать мальчику (девочке) по распределению в Муховичи или лучше всеми фибрами души цепляться за Минск (Гомель, Витебск и т.д.)? Ехать надо, но не хочется. А что говорится в законодательстве?

Вот что: молодой специалист, обучавшийся за счет бюджетных средств, должен два года отработать там, куда его направят. Иначе он сам либо его родители будут вынуждены раскошелиться на круглую сумму и возместить государственные расходы на подготовку. В последние годы складывалась ситуация, когда 20 процентов выпускников–бюджетников не доезжали до места распределения, а четверть никогда не работала по специальности.

Что изменилось после недавнего принятия депутатами поправок в законодательство об образовании? Владимир Зданович, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу, которая готовила изменения, касающиеся распределения, провел анализ сведений о выпуске 2006 года. И пришел к весьма любопытным выводам.

Законодательно закрепив обязанность двухгодичной отработки для выпускников, кадровую проблему, безусловно, не решишь. Но существенные сдвиги в лучшую сторону все же есть. «Об этом красноречиво говорят цифры. В прошлом году высшее образование на дневной форме обучения за бюджетные деньги получили более 21 тысячи человек. Из них немногим более 20 тысячам вручили официальное направление на работу. Это значительно больше, чем в предыдущие годы. Хотя распределены были по–прежнему далеко не все, — говорит Владимир Зданович. — В законодательстве есть немало оснований, дающих право молодым людям самостоятельно трудоустраиваться. Всего их 14 — от инвалидности до избрания на выборную должность. Словом, 953 человека во время распределения в прошлом году воспользовались льготами и получили справку о свободном трудоустройстве».

Потерялись по дороге

Несмотря на то, что обязанность отработки по распределению теперь диктуется нормой закона, жесткие меры по отношению к «уклонистам» фактически не предусмотрены. В минувшем году из 20 с половиной тысяч молодых специалистов к месту работы явились лишь 18 с половиной тысяч. Да, есть норма, обязывающая компенсировать затраты государства на обучение. Но это вовсе не означает, что в судах будут возбуждены тысячи дел и приняты решения о взыскании денег. В этом смысле наше законодательство более гуманно, чем это может показаться. «Статистика меня убеждает, что такие дела будут единичны, — замечает Владимир Зданович. — Жизнь человека сложна и многогранна, она не поддается расчету по заранее известному алгоритму. Ведь причины неявки к месту работы могут быть вполне уважительными и должны приниматься во внимание. Со времени распределения до момента трудоустройства выпускник мог поступить в магистратуру на дневное отделение, а кто–то после колледжа решил продолжить образование в вузе. Юношей могли призвать в армию. А некоторые могли успеть создать семью к этому времени. Все эти аспекты закон учитывает, причем в пользу молодого специалиста».

В большом городе большие возможности

Анализ сведений о выпускниках 2006 года выявил одну интересную особенность. Оказывается, нежелание молодежи быть распределенной за пределы столицы — всего лишь миф. Больше всего не явившихся к первому месту работы именно в Минске. С высшим образованием таких 931 человек — это 8,3 процента от общего числа выпускников, оставшихся здесь. Для сравнения приведу цифры по некоторым регионам. В Витебскую область, например, не доехали всего 56 специалистов. И даже на Гомельщине, куда молодые люди едут без особой охоты, недосчитались в прошлом году только 95 человек. В чем причина? «Минск — крупный мегаполис, — говорит депутат. — Здесь сконцентрировано большинство государственных и частных предприятий, учреждений, организаций и фирм. Это дает большую возможность для «маневра», различных откреплений «по договору сторон». В столице быстрее можно найти лазейку для того, чтобы не работать по распределению».

Помоги себе сам?

В некоторых вузах выпускникам–бюджетникам весной предлагают: самостоятельно найдите себе место работы (а иногда — место для прохождения производственной практики), а мы вас туда и распределим. Картина, я думаю, многим знакомая. И вроде ничего в том, что будущий специалист начнет искать применение своим знаниям и умениям самостоятельно, крамольного нет. Загвоздка лишь в том, что далеко не каждый студент ставит перед собой задачу трудоустроиться по специальности, которую он получает. Здесь на первый план порой выходят совсем другие приоритеты. Если речь идет о Минске, то любой ценой нужно остаться. И не важно, что это за работа. Не последним фактором в этом становятся и деньги. Если новая профессия того стоит, то почему ее не освоить, тем более без отрыва от производства. Выпускников понять можно, но и у государства есть свои интересы. В прошлом году из–за недостатка мест для трудоустройства более 360 молодых специалистов с высшим образованием и более 2 тысяч — со средним специальным, которое они получили за счет бюджетных средств, не распределялись вообще. Наиболее невостребованными оказались, к слову, специалисты в области коммуникаций, права, экономики, управления, педагоги начальной школы, а также те, кто получил образование в области искусства и дизайна. «Не получить работу по специальности, которую осваивал в течение 3 — 5 лет, не только большая трагедия для молодого человека, но и значительные потери для государства. При среднегодовой стоимости учебы в вузе 1.700 долларов (около 1.000 — в колледже) из–за невостребованности молодых специалистов только в прошлом году страна потеряла почти 5,3 миллиона долларов, — сетует Владимир Зданович. — И как бы кто ни говорил, что это всего лишь отсроченный вклад и что потом все равно эти люди устроятся в жизни, закрывать глаза на проблему нельзя. Даже глубокие знания и полученная высокая квалификация без постоянной практики, к сожалению, теряются очень быстро».

В чем видят здесь выход специалисты? Сегодня необходимо пересмотреть перечень специальностей, по которым ведется обучение. Сократить профили, которые не востребованы. И напротив, увеличить набор на те квалификации, которые имеют спрос. Кроме того, учебные заведения, полагает Владимир Зданович, должны укреплять связи с работодателями, уделять больше внимания договорным формам обучения. Ну и, конечно, внимательно изучать рынок труда, в том числе и в регионах.

Из первых уст

Зоя Южик, начальник управления кадровой политики Министерства образования:

— Безусловно, после того, как были приняты изменения об обязательном трудоустройстве выпускников–бюджетников, ситуация с распределением заметно улучшилась. Молодые специалисты почувствовали ответственность. Ведь если выпускник отказался ехать на работу по направлению, он вынужден возместить затраты государства на его обучение. Причем сделать должен это в шестимесячный срок, с того момента как заявил о своем отказе. Прецеденты есть. Например, два молодых педагога, отказавшись от направления, уже компенсировали затраты на их подготовку. Еще 26 молодых специалистов получили предупреждения. Это те, кто не доехал до места работы и не сообщил руководству своего учебного заведения об отказе трудоустроиться по направлению. В ближайшее время они должны будут приступить к работе по месту распределения либо им также придется платить деньги...

Распределение — очень важный аспект системы образования. Молодому специалисту должно быть гарантировано место работы по специальности. Никто ведь не отправляет выпускников туда, где они сами не желают жить и работать. Во время распределения учебные заведения стараются максимально учитывать все семейные и жизненные обстоятельства молодых людей. Не стоит забывать и о том, что, получив направление на работу, выпускник имеет право рассчитывать на определенные социальные гарантии. В некоторых вузах, например, даже студенты–платники обращаются с просьбами о распределении. Но они не имеют на это права, им даются лишь рекомендации.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter