Спецавтомобиль «Цунами»: холодный душ для горячих голов

О технике, которая долгое время была засекречена
РАССКАЖЕМ о технике, которая долгое время была засекречена, а нюансы ее применения не особо афишировались. В нашем объективе — водомет. Грозное средство, призванное усмирять драчунов и дебоширов, действие которого основано на весьма простой, но чрезвычайно  эффективной технологии. Холодный душ неприятен всегда, а если он при этом выпущен из «пушки» с огромной силой... Да и один вид этих «танков» на колесах внушает трепет и страх.

Первые водометы были сделаны на базе «Мерседеса»


УСТРАШАЮЩАЯ спецтехника впервые появилась в 30–х годах прошлого века в Германии — тогда еще не нацистской. Автомобиль выехал на  улицы Берлина в 1931 году во время массовых беспорядков. Прародитель водометов представлял собой обычную с виду автоцистерну для  поливания улиц, но с вмонтированной башней. Цистерна вмещала около 5.000 литров воды и была поставлена на шасси грузовика «Мерседес–Бенц». Устройство не отличалось обилием сложных деталей. Водяной насос под большим давлением подавал воду в лафетные стволы. Они были установлены на вращающихся башнях или под пуленепробиваемыми колпаками. Давления в 20 атмосфер вполне хватало, чтобы сбить человека с ног и нанести травму. Использовались также различные насадки, позволяющие изменить поток воды, сделать из нее «дождик». Как на поливальном шланге...

Конструкторская мысль развивалась, изменялся дизайн и начинка водометов. Они все больше напоминали настоящие крепости на колесах. В истории сохранились сведения о так называемом американском «танке Томпсона» — в бронированном каркасе были даже предусмотрены бойницы для обстрела. Но впереди планеты всей все же шли конструкторы ФРГ. Интересно, что водометное снаряжение для монстров поставляли вполне мирные фирмы, выпускающие поливо–моечные и пожарные машины (к примеру, компании «Метц» и «Майер»). Насос водомета к тому времени уже раскручивал автономный мотор, по бокам появились форсунки, откуда тоже била вода.

Говорят, что в ФРГ настроили столько водометов, что полицейские поливали из них улицы, помогая дорожникам! Некоторые машины, перекрасив в красный цвет, перепрофилировали в пожарные.

А вот что писали советские газеты о первых водометах в Великобритании: «Из полосы густой дымовой завесы с натужным ревом выбирается 11–тонный бронированный автомобиль и ползет по полю, выстреливая из многоствольных установок гранаты со слезоточивым газом, поливая местность вокруг себя мощными струями воды из специальных «пушек». Внутри бронированного монстра могут разместиться 12 полицейских, которые имеют возможность «со всеми удобствами» поливать пулями демонстрантов через 18 бойниц. К их услугам также 16 гранатометов с дистанционным управлением, радио и телевизионные устройства, приборы ночного видения. Кроме того, через весь корпус пропускается электрический ток напряжением в 8 тысяч вольт».

Подобные образцы специалисты стали называть «бронированными черепахами». Их «пушки» уже управлялись дистанционным управлением, при помощи кнопок и джойстиков. Помимо цистерны с водой появились баки с пенообразователем и различными красителями, которые добавлялись в пену для устрашающего эффекта.

«Водомет» майора Карагулько


В СОВЕТСКОМ Союзе «полицейская техника» была непопулярна. В крайних случаях использовались пожарные машины. Один из первых опытов применения «водометной технологии» в БССР датируется 1977 годом. Тогда в одной из колоний Орши взбунтовались заключенные: захватили заложников и забаррикадировались в грузовике. На место прибыл Владимир Карагулько — начальник штаба батальона внутренних войск, в зоне ответственности которого располагалась колония. Этого офицера можно записать в авторы водного ноу–хау. Майор Карагулько приказал пригнать пожарную машину и буквально сбил бандитов водяной струей. Оглушенные «беспредельщики» были быстро обезврежены, а заложники не пострадали. На все про все у Карагулько ушло около 30 минут...

Впрочем, водометы на базе пожарных машин не являлись совершенным орудием — все–таки база у них была гражданская. Руководство МВД СССР приняло решение закупить у поляков партию «хидромилей» — так назывался польский вариант спецавтомобиля. Но помпа у них оказалась чересчур слабой. В результате было решено наладить собственное производство. Первый водомет, который начали строить в тогдашнем ВНИИ Спецтехники МВД, назывался «Тайфун–К» и базировался на шасси мазовского ракетоносца «Ураган».

Старший брат троллейбуса



В БЕЛАРУСИ водометы стоят на вооружении внутренних войск МВД. Название у них грозное — «Цунами» (на фото). Но — оговоримся сразу — в дело машины практически не вступают. К счастью, обстановка в стране до того градуса, чтобы ее «тушить», не накаляется. Разработали «Цунами» специалисты внутренних войск, а собрали на предприятии «Белкоммунмаш», известном производством троллейбусов. Полное название машины — автоцистерна специальная АЦС–40 «Цунами». Первый автомобиль сошел с конвейера в 2006 году.

В качестве базового шасси для «Цунами» выбрали двухосный грузовик МАЗ с двигателем мощностью 230 л.с. Объем цистерны для воды — 7.000 литров. Если не считать сетчатого отвала, то спецоборудование у «Цунами» то же, что и у обычной пожарной автоцистерны. Это лафетный ствол и пожарный насос производительностью 20 литров в секунду. «Дальность стрельбы» водной струей автоцистерны — 50 м.

Одну из таких машин мы осмотрели в боксе автопарка войсковой части 5448. Массивная решетка на бампере, стволы–лафеты, закрытые брезентом, способные поворачиваться под разными углами. Сверху установлен прожектор, а также проблесковый маячок синего цвета. Органы управления — кнопки на пульте — расположены в кабине. Боевой расчет машины — всего два человека: водитель и «поливальщик». В его задачи входит не просто направить струю, а сделать это с ювелирной точностью.

Действие «Цунами» мне удалось увидеть несколько раз — во время «показательных выступлений». Автомобиль, конечно, поразительный. Струя буквально разрезает пространство и — такое ощущение — может запросто отбросить человека на несколько метров назад, перевернуть его вверх тормашками. Впрочем, опробовать это предположение на себе даже видавшие виды бойцы спецназа не рискуют: «Да ну его!» 

Какое предназначение у «Цунами»? Специалисты объясняют: по большей части профилактическое. К примеру, автомобиль из в/ч 5448 выезжал прошлой осенью на футбольный матч Лиги чемпионов, в котором БАТЭ встречался с «Зенитом». От буйных питерских фанатов всякого можно было ожидать. Хорошо, обошлось без массовых беспорядков, и «Цунами» скромно простоял без дела в сторонке.

Еще один вариант — подавление беспорядков в исправительных колониях. Во время прошлогодних учений внутренних войск, которые прошли в бригаде спецназа, «Цунами» как раз и задействовали. Использовать машину можно не только по прямому «водному» назначению, но и как прикрытие для групп оцепления и рассредоточения.


Российской «Лавине» и баррикады не страшны


БЛИЗКИЙ родственник нашего «Цунами» выглядит еще более внушительно. Название из той же «стихийной» оперы — «Лавина–Ураган». Автомобиль оснащен девятикубовой цистерной, баками для красящих веществ, двумя основными и двумя подбамперными лафетными стволами. Максимальная дальность струи из основных стволов достигает 60 м, вспомогательных — 20 м. Многоканальная связь, пара прожекторов на крыше, система пожаротушения, восьмиствольное устройство газовой атаки, фильтровентиляционная установка, сигнальногромкоговорящее устройство, мощный передний отвал с гидроприводом, позволяющий разрушать завалы и баррикады...

В двухрядной кабине, защищенной не только навесной броней, но и каркасом из стальных прутьев, размещается экипаж из четырех  человек. В их распоряжении система видеонаблюдения (восемь наружных камер с ЖК–дисплеем) и приборы аудиоконтроля окружающей обстановки. Колеса задних осей наполовину закрыты стальными листами. До максимальной скорости 80 км/ч «Лавину–Ураган» разгоняет 300–сильный турбодизель.

Машина имеет широкий спектр возможностей, хотя прежде всего она является техническим средством поддержки отрядов милиции особого назначения при наведении порядка во время массовых противоправных выступлений. Кроме того, этот спецавтомобиль может использоваться подразделениями МЧС для тушения пожаров и для разбора завалов при чрезвычайных ситуациях и техногенных катастрофах.

Игорь СТРОЕВ
Фото Александра РУЖЕЧКА
СПЕЦНАЗ ЯНВАРЬ 2009 г.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter