В чем трудности диалога государственно-частного партнерства?

Спешка партнерству вредит

О государственно-частном партнерстве говорят уже не первый год, но воочию это явление в нашей стране еще пока никто не видел. Эксперты просят набраться терпения: де-факто первая лопата копнет землю не раньше конца 2017 года. Тогда, как планируется, приступят к реконструкции 85 километров автодороги М-10, идущей от Речицы до Калинковичей. Трассу расширят до четырех полос, что позволит вдвое повысить ее пропускную способность, сократить время в пути и создать альтернативу трассе М-1 от Бреста до Москвы. Это первый пилотный проект ГЧП, от реализации которого вообще будут зависеть оценки, способен ли бизнес подставить плечо государству в решении важных социальных вопросов.

Ранее озвучивалось, что, согласно Национальному инфраструктурному плану на 2016—2030 годы, среднегодовой дефицит бюджета на развитие инфраструктуры составит 1,7 млрд долларов. Когда желания и возможности государства расходятся, подключается частный партнер.

Как правило, он представляет собой консорциум заинтересованных. Например, активный предприниматель, кроме собственного капитала, привлекает займы банков и корпораций, строительные, эксплуатационные организации. С партнером заключается договор на 20—30 лет. Бизнес-сторона сначала вкладывает деньги в проект, в его реализацию и обслуживание, а спустя некоторое время из бюджета начинают покрывать его расходы. Так поступают, если проект не предполагает платных услуг. Или же предприниматель монетизирует проект и начинает за его эксплуатацию брать деньги, причем сумма согласовывается с государством. Все ходы прописаны законодательно.

По какому пути пойдут по проекту М-10, еще решается. Впрочем, пока предпочтительным видится первый вариант возмещения расходов, чтобы союзник не переживал, насколько интенсивно будет движение по дороге и достаточна ли оплата за проезд. Технико-экономическое обоснование проекта о реконструкции участка дороги М-10 должно быть готово к концу нынешнего года. Затем будет разрабатываться конкурсная документация, чтобы в середине 2017-го приступить к выбору партнера. Еще два-три месяца уйдет на доработку проекта с учетом предложений частника и на решение других важных вопросов. Например, передачу земельного участка в пользование инвестору, заключение с его стороны соглашений с банками-кредиторами, поясняет заместитель начальника центра ГЧП Национального агентства инвестиций и приватизации Мария Усик.

К слову, прежде звучала другая дата фактической реализации проекта. Точкой отсчета назывался март 2017-го. Но сроки сдвинулись. Отчасти из-за того, что потребовалось больше времени на проработку проекта соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), куда вошли и технические задания для международных консультантов, на основе которых построена их работа. Тише едешь — дальше будешь, уверены эксперты.

Параллельно с трудом над «первенцем» изучаются другие проекты, обращает внимание начальник управления экспертизы инвестиционных проектов и ГЧП главного управления инвестиционного сотрудничества Минэкономики Ирина Каленчак. Речь идет о реконструкции комплекса зданий гродненской городской больницы № 3 под областной онкодиспансер и строительстве детсадов в Минской области. В первом случае Международная финансовая корпорация рассматривает возможность участия в подготовке проекта. Во втором — по трем из шести садов, на которые есть проектно-сметная документация, в ближайшее время начнут готовить ТЭО.

А вот строительство мусороперерабатывающего завода в Бобруйске из списка ГЧП-проектов вычеркнули. Местные власти решили не мудрить с проектами делового партнерства и нашли конкретного инвестора. Впрочем, вместо выбывшего проекта Могилевский облисполком выдвинул сразу два новых варианта — строительство футбольного манежа и аквапарка в областном центре. Еще три потенциальных проекта — создание национальной системы безбумажной торговли от Минсвязи и информатизации, возведение крытых теннисных кортов и автоматизированных платных парковок в Гродно — были озвучены на недавнем заседании Межведомственного инфраструктурного координационного совета. Свои комментарии высказали приглашенные эксперты ЕЭК ООН. Мнения обещают свести и решить, могут ли инициативы выйти в фавориты или отправятся на «скамейку запасных» — в топ-100 проектов, предлагаемых вниманию бизнеса. К слову, список намерены актуализировать, просеять через сито новых критериев. Сколько останется в итоге вариантов для приложения сил и средств инвесторов, 80 или 150, узнаем совсем скоро. В конце нынешнего года.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter