Спешите делать добро

Мир не без добрых людей... Но иногда в этом сомневаешься. Особенно после поездки в общественном транспорте...
Мир не без добрых людей... Но иногда в этом сомневаешься. Особенно после поездки в общественном транспорте. Три остановки порой провисит на поручне молодая мама с младенцем на руках — никто даже с места не сдвинется. Кое–кто из женщин еще и бурчит на весь салон: «Ничего, мы стояли и она не рассыплется». Видимо, не теми маршрутами ездит великодушие. Но оно есть! Генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста Виктор Колбанов считает, что Беларусь вообще переживает бум волонтерского движения. А кто такой волонтер? Тот, кто отдает другим свое время, талант, силы не за славу и не за деньги, а по велению сердца.

Под эгидой Красного Креста у нас работают 32 тысячи волонтеров. Причем заметьте: 80 процентов из них — молодежь, студенты, школьники. Вот взяли они в Бресте и провели акцию «Солнце — в ваше оконце»: утеплили окна в домах одиноких пожилых людей. Тому, кто помог с материалами, испекли печенье, а пенсионерам раздали вдобавок солнышки, нарисованные малышами из четырех детских садов. Казалось бы, мелочи, а бесценные... В одной сильнопьющей деревне скооперировались дети от 6 до 10 лет и пригласили своих земляков на серьезный разговор. И хотя большая половина мамочек пришла подшофе, быть такого не может, чтобы так ничего и не дрогнуло в их сердце. Под Рождество Минск ожидает тоже в общем–то локальная, но для нескольких десятков сирот очень–очень важная акция «Елка желаний». В супермаркетах мы увидим их фотографии и прочтем их самые заветные мечты. А потом должны будем решить для себя: исполнять или не исполнять? Стать волонтером хотя бы на краткий миг или невозмутимо потащить дальше свои доверху набитые пакеты? Еще несколько лет назад я бы засомневалась, что перевесит: доброта, равнодушие? А теперь почти уверена: мечты сбудутся!

Спешить делать добро — наверное, это свойство заложено в человеке разумном генетически. И волонтерство зародилось гораздо, гораздо раньше, чем считается официально, — уж никак не в 1920 году, когда немецкая и французская молодежь стала восстанавливать разрушенные в ходе Первой мировой войны фермы. Просто прежде это называлось иначе. Разве, к примеру, не были волонтерами члены итальянского «Ордена Милосердия», которые со времен средневековья ухаживают за больными и немощными, облачась в балахоны, чтобы всегда оставаться неузнанными? А знаменитые филантропы? Меценаты? Сестры милосердия? Этот список не имеет ни начала, ни конца. В США и развитых европейских странах, по статистике, благотворительностью так или иначе занимается 79 процентов населения начиная с 14 лет. Может быть, наши цифры будут скромнее. Пока. А может, у нас просто не ведется подобных подсчетов. Ведь сколько людей анонимно помогают детским домам! Те уже выбирать начинают: нет, кукол и машинок нам не надо, приносите мозаику, паззлы... Сколько лет волонтеры–студенты помогают Белорусскому детскому хоспису! Только вернулись с каникул — сразу спешат к своим подопечным: скучают — так с ними сроднились. А сколько человеческого тепла вмещает в себя РНПЦ детской онкологии и гематологии! Смертельно больным детям годами помогают известные люди — артисты, телеведущие, художники, но вы не найдете ни одного интервью, где бы этим бахвалились, как балерина Волочкова... Недавно я с удивлением узнала: 4–ю минскую детскую больницу полностью обеспечивает памперсами некое интернет–сообщество. Ведь на лечение туда попадают и совсем еще крохи–сироты, своего у них — ничего, а в больнице нет такой статьи расходов. Ее взяли на себя совершенно посторонние люди — банковские работники, домохозяйки, служащие (о себе они особо не распространяются). Ставят вопрос ребром: «Говорите, что еще нужно?» Привозят, оставляют у порога и уходят. Очень может быть, что и по другим «неотложным» адресам...

А вы говорите: жестокий век, жестокие сердца. С сердцами–то как раз у нас все в порядке. И добрые люди не перевелись. Жаль только, что о них мы вспоминаем в паузах между трамвайными склоками или по случаю — во Всемирный день волонтера. Но настоящие волонтеры, похоже, и не замечают своего «профессионального праздника». Некогда: столько еще надо успеть!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter