Спешите делать деньги?

На днях мой младший брат вернулся из школы домой и торжественно объявил, что сегодня заработал 1.
На днях мой младший брат вернулся из школы домой и торжественно объявил, что сегодня заработал 1.000 рублей. Он получил эти деньги за... молчание. Видел, как другой мальчик выпил в столовой чужой сок, пристыдил его, а тот дал ему денег и попросил никому ничего не говорить. Дома вышел грандиозный скандал. Мама настояла на том, чтобы он эти деньги вернул владельцу, и долго втолковывала, что есть на свете такие ценности, как честь, принципы и мораль. Короче, не позволит она, чтобы ее ребенок занимался шантажом, пусть даже и невольным...

История эта далеко не самая показательная. Стоит только пройтись по учебным заведениям, послушать малолеток, которые курят на школьном крыльце.

Чем только в школе не торгуют! Мой первый собеседник - третьеклассник Саня на вопрос, как зарабатывает на жвачки и мороженое, тяжело вздыхает: "Раньше проще было, фишки продавал-покупал, теперь нужно другой бизнес налаживать". Да, еще несколько лет назад картонные кругляши с изображением мультяшных героев и покемонов расходились на ура. Их скупали по сходной цене в параллельных классах и перепродавали жаждущим одноклассникам. Подхожу к следующей компании. Обычные ребята лет 10 - 11, одеты неплохо, курят "Мальборо", видно, неплохо получают на карманные расходы. "Нельзя ли в школе приобрести парочку петард?" - спрашиваю. "Ну, че, можно..." Меня подводят к одному из распространителей, про своего работодателя тот ничего не знает. Знает только, что взрослый дядька. Выясняется, что петарды, у нас к использованию запрещенные, закупаются в Польше, а затем распространяются через "своих людей". Даже объем, эквивалентный 10 тысячам долларов, без проблем расходится в течение месяца-двух, но большие деньги - для больших людей, а малолетки зарабатывают на этом в среднем 20 долларов в месяц.

Еще один способ добывания денег - мытье машин. Все знают, что трудовой кодекс не достигшим 14 лет гражданам работать не позволяет, но, как правильно рассуждают наши герои, это проблемы работодателей, которые не имеют права привлекать к работе детей. Однако в последнее время солидные люди предпочитают заплатить несколько долларов на мойке, чем рисковать, что машину помоют водой с песком и чистящим средством, оставляющим разводы. Так что этот бизнес идет на убыль.

Но и без него способов заработать уйма. Не буду говорить о распространении наркотиков в школах - это тема для отдельного материала. Но зайдите, например, в компьютерный клуб или зал игровых автоматов - не исключено, узнаете, что такое рэкет в "коротких штанишках".

Дело в том, что и взламывание телефонных автоматов с целью сбыть провалившиеся карточки на почтамте по залоговой цене, и распространение самодельных бомб и петард, и проникновение в подвалы и склады предприятий в поисках чего-нибудь, что можно хорошо продать, - это уже уголовщина. Вот что, собственно, больше всего тревожит родителей (если им, конечно, повезет, и они будут точно знать, чем занимается их чадо) и учителей. Как реагировать на такое поведение, что сказать сыну, если он занимается банальной спекуляцией (хотя сейчас и слова-то такого нет) и втридорога продает в школе булочки, приобретенные в соседнем магазине? Я задала эти вопросы сотрудникам центра внешкольной работы "Контакт" Ольге Калашниковой и Наталье Биш.

- В первую очередь всех смущает, что этакие драйзеровские "финансисты" начинают свою деятельность в столь нежном возрасте, когда, как правило, своего ума еще нет, и ребенок легко поддается влиянию извне. 6 - 12 лет - это возраст, когда ребенок наиболее активно осваивает новые формы поведения, следит за обществом и копирует социальные роли. В этом возрасте ему необходимо любым путем достичь самоуважения. Чаще всего это делается путем достижения уважения других. Кредо ребенка: я хочу самоутвердиться! И влез он в эти товарно-денежные отношения не потому, что ему не дают на карманные расходы, а потому, что у него есть потребность в том, чтобы его уважали. Ну а как же иначе приходит это уважение? По цепочке "деньги - власть - уважение". Этот путь непростой, зато самый верный.

- А как же учеба, занятия в драмстудии, хор, фотокружок, резьба по дереву - все, чем в свое время занимались мы?

- Есть альтернатива - достичь успехов в учебе или спорте, но... (если школа не "продвинутая", не элитарная) потом будут дразнить ходячей энциклопедией, отличником, очкариком, а в спорте... Ну, как в том анекдоте, нет, мужик, у тебя шишки, а у меня - пресс!

- Почему же, чтобы порадовать маму, дети сегодня несут из школы не пятерки, а пятидолларовые банкноты?

- Очевидно, что мораль в обществе явно кренится в сторону американской модели и великой американской мечты. Мы замечаем, что сейчас в любой деятельности акцент сместился не на сотрудничество, а на соперничество. Современные дети просто не могут воспринимать этот мир как прежние тимуровцы. Здесь важную роль играют семейные ценности и то, как вопрос материального обеспечения решается внутри семьи. Родителям необходимо приучать ребенка к семейным обязанностям с одной лишь целью: он должен почувствовать ответственность за себя, свои поступки. Столкнувшись с подобными проблемами, родители в первую очередь должны доверительно поговорить с ребенком, объяснить ему, что в его жизни всегда есть выбор. Он может заниматься тем, что ему нравится, но при этом осознавать все последствия. Дать свободу ребенку - это не просто бросить его во взрослую жизнь, а идти с ним рядом и поддерживать. И если есть у него эта коммерческая жилка, не убивайте ее, но при этом постарайтесь минимизировать вредные последствия.

Что же делать? Организовать детей и вместе с ними зарабатывать деньги: скажем, продавать поделки, помогать ветеранам, стричь газоны? Это ничего не даст. Им нужна именно коммерция - риск и быстрые деньги. Дети, которые играют в монополию, не станут следовать социалистической модели, когда каждый работает по возможности и получает по способностям. Ничего не поделаешь: коммерция - это потребность времени. Поэтому необходимы некие изменения в законодательстве, позволяющие детям младше 14 легально зарабатывать свой первый длинный рубль. И, возможно, есть смысл поставить вопрос об открытии программы по развитию детского предпринимательства?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter