Кому и на каких условиях полагается социальный работник?

Спешащая на помощь

Мария Светлик с благодарностью принимает заботу соцработника Светланы Мазуркевич.
Как, вступив в нетрудоспособный возраст, не утратить качество жизни? Как, получив инвалидность, справиться с обычными домашними делами, если дети и внуки заняты или живут далеко? На помощь приходят социальные работники. Именно они призваны государством подставить плечо пожилым, одиноким и в городе, и в деревне. Свидетельство тому, что работа социальной службы необходима, — письма читателей. В них спрашивают, кому и на каких условиях полагается соцработник, сетуют, почему, вырастив детей, пожилые порой оказываются один на один со своими проблемами? Чтобы найти на них ответы, корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» отправилась в деревню Волковичи Минского района и окунулась в будни социального работника.

Семь утра. Соцработник Светлана Мазуркевич надевает куртку-дождевик и выкатывает из гаража велосипед. До Щомыслицы, где проживают девять ее подопечных, три километра. Добраться можно автобусом, но Светлана Николаевна предпочитает преодолевать путь на работу с пользой для собственного здоровья: «Движение — это жизнь. Пешком бы точно ничего не успела». А на велосипеде удается быстро выполнять просьбы подопечных: привезти продукты из магазина, оплатить коммунальные услуги на почте, взять рецепт у врача местной амбулатории.

По плану визит к Марии Казимировне. Более сорока лет она проработала зоотехником в местном хозяйстве. Сейчас ей восемьдесят восемь. Живет одна. Две дочери, которым самим уже за шестьдесят, уехали за границу. Маму навещают часто.

— Дочки ко мне приезжают. И лекарства привозят, и помогают дом поддерживать в пригодном состоянии, но все равно нам не справиться без Светочки, моей помощницы, — рассказывает Мария Казимировна. — Хожу плохо, впереди себя коляску веду. Руки болят. А Николаевна и вкусно накормит, и в доме уберет, и во дворе порядок наведет.

Пока разговариваем, соцработник что-то готовит на кухне. Время и продолжительность ее визита, виды услуг, которые нужно оказать, прописаны в договоре, который заключается заранее в территориальном центре социального обслуживания населения.

— Наше государство хорошо заботится о пенсионерах. Никто не остается в стороне от социальной помощи. Главное, — инструктирует Светлана Николаевна, — обратиться с заявлением и предоставить нужные документы. Причем расценки на эти услуги приемлемы — за восемь посещений в месяц всего 15 рублей.

Визит у Марии Казимировны — два часа и сорок минут. За это время, говорит соцработник, можно успеть многое. Пока варится суп, протрет пыль, вымоет полы. Один раз в неделю приезжает машина ЖКХ вывезти мусор. Чтобы его сразу на улицу выставить, Светлана Николаевна бочки специальные с крышками подыскала. Подметает во дворе опавшие листья. Вот и цветочную клумбу укрыла лапником на зиму. Если погода хорошая, выводит погреться на солнышке свою подопечную.

Мария Казимировна, несмотря на возраст, активно пользуется мессенджерами в мобильном телефоне. И помощницу по дому приобщает к гаджетам. Если что-то срочно необходимо, пишет Светлане Николаевне в сообщении.
Раньше считалось зазорным обращаться в социальную службу, если есть дети, внуки. Теперь в результате работы с населением на смену старым стереотипам пришло понимание: если государство одиноким пожилым людям предлагает помощь,  почему ею не воспользоваться?
Подопечную накормили, в доме прибрали. Едем на почту оплатить коммунальные услуги, выписать газету. Потом в магазин — купить другим хлеб, молоко, кефир, сметану, творог и еще моющие средства.

— Нужно успеть за рецептами на лекарства, — напоминает себе Светлана Николаевна. — Потом контролирую прием лекарств. Пожилому человеку сложно сориентироваться в порядке приема и с дозировкой. Понятно, что с людьми преклонного возраста разговаривать порой непросто. У каждого свой характер и судьба. Но любые ситуации разрешаем с улыбкой. Никогда не перечу. Обидное что-то сказали — стерплю, промолчу. Продукты купила — показываю чеки, фиксирую покупки и потраченные суммы в специально отведенной тетради.

Идем по Щомыслице. По графику визит к Нине Семеновне.

Ей девяносто лет. Мужа и старшего сына похоронила. Второй сын живет со своей семьей в городе. К маме приезжает по выходным.

— Сын — мужчина, ему не поплачешься, — признается Нина Семеновна. — А Светлане можно обо всех своих горестях рассказать, выслушает, даже совет даст.

Светлане нужно помочь воды принести из колонки, приготовить обед, помыть и оклеить окна. На столике замечаю перечень оказываемых соцработником услуг. Этот документ служит дополнением к договору о помощи на дому. Качество услуг отслеживают сами получатели и работники центра соцобслуживания. Если работа будет сделана недобросовестно, то договор о помощи на дому можно расторгнуть. Но такого в практике Светланы Николаевны не случалось:

— У нас с подопечными полное доверие. Если попросят сделать то, что в договоре не указано, исполняю. Все мы, люди, когда-нибудь состаримся. И кто тогда поможет нам?

Берем два жестяных ведра и отправляемся за водой. По дороге Светлана Николаевна рассказывает, что пришла в сферу социальных услуг без малого двадцать лет назад. Тогда, отмечает она, для пожилых людей считалось зазорным обращаться в социальную службу за помощью, если есть дети, внуки. Дочери, сыновья по выходным приезжают из города, а в будни сидит пожилой человек в одиночестве, стакан воды подать некому, впустить в дом соцработника, по сути постороннего человека, боится.

— Теперь на смену старым стереотипам пришло понимание: если государство одиноким, пожилым людям предлагает помощь, почему ею не воспользоваться? — рассуждает соцработник.

Светлана Николаевна ставит на плиту чайник и приступает к оклейке окон. После того как работа выполнена, женщины прощаются. У соцработника по плану еще два визита. Вечером, когда вернется домой в Волковичи, увидит на своем мобильном десятки неотвеченных вызовов от подопечных и, перезвонив им всем, терпеливо выслушает все, что взволновало их за день.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктория Гутевич, заместитель директора территориального центра социального обслуживания населения Минского района:

— Социальные услуги в отделении социальной помощи на дому предоставляются нетрудоспособным гражданам — пожилым неработающим гражданам, достигшим возраста 60 лет и старше, а также инвалидам I и II группы.

Бесплатно услуги оказываются ветеранам Великой Отечественной войны, а также малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам, среднедушевой доход которых ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. На сегодня эта сумма составляет 230 рублей 91 копейку.

На условиях частичной оплаты услуги предоставляются одиноким нетрудоспособным гражданам (семьям), среднедушевой доход которых не превышает двухсот процентов утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума. Сегодня эта сумма составляет 461 рубль 82 копейки. Если среднедушевой доход выше указанной суммы, то услуги предоставляются на условиях полной оплаты. В городе стоимость услуг составляет 1 рубль 19 копеек за визит, в сельской местности 1 рубль 74 копейки. 

pisma@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter