Испытано на себе: сложно ли в Минске купить спайс?

Спайс ломится в двери

Почему так легко купить смертоносное зелье?
Сложно ли купить “спайс”? На днях я решил проверить это на себе. Как оказалось, все до невероятности просто. Достаточно было пяти минут в сети интернет, чтобы выявить десяток более или менее крупных продавцов. Дальше короткая переписка.


“Привет, в Минске работаете? Сколько стоит попробовать на разок?”. Затем мне сообщили номер электронного кошелька, куда я и перечислил 350 тысяч рублей.


Через 10 минут томительного ожидания получил так называемый квест — указание, где именно нужно искать “клад”.


На первый взгляд, принцип распространения кажется понятным: есть группы людей, которые привозят наркотики из-за рубежа, расфасовывают их по весу и “разбрасывают” по городу. Так почему же не удается сбить этот вал, захлестнувший не только нашу страну, но и весь мир?


Основной объем “спайсов” и их ингредиентов изготавливается в странах Юго-Восточной Азии. Затем разными путями поставляется по всему миру. Выявить психотропное вещество на границе довольно сложно: в отличие от традиционных наркотиков курительные смеси идут малыми объемами. Если одна доза, скажем, марихуаны — это вполне объемный пакетик, то “спайса” человеку требуется микроскопическое количество.


Впервые у нас об этих курительных смесях заговорили лет шесть назад. В криминальных сводках засветилась Гродненщина.


— Мы сразу поняли, что столкнулись с чем-то весьма опасным, — вспоминает заместитель начальника Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Василий Лосич. — В то время в Польше и Литве смеси (под “торговой маркой” “Спайс”) продавались совершенно легально. А у нас не было нормативной базы и образцов для сравнения, чтобы идентифицировать смесь как психотропное вещество или наркотик.


Наша страна третьей в Европе внесла несколько веществ, составляющих основу “спайса”, в список запрещенных. У нас нет разрешенных наркотиков. Но все оказалось сложнее, чем представлялось вначале. Ситуация стала развиваться взрывным образом.


Какие объемы отравы реализуются у нас? Подсчитать сложно даже специалистам. Достаточно сказать, что смертоносная “травка” за последние пару лет по популярности обогнала традиционные опиаты и опиоиды. С начала года количество изъятий психотропов от общего числа наркотиков увеличилось до 60—70 процентов!


На одном из многочисленных форумов, где открыто идет продажа запрещенного товара, читаю: “Новое поступление! Одна доза — 250 тысяч рублей. Две — 400. Три — 600 тысяч рублей. Действует система бонусов, оптовым покупателям скидки. Проводим бесплатные пробы новинки!”


“Дегустации” действительно проводятся. Циничные продавцы обещают подобрать смесь и дозу в индивидуальном порядке и даже “если накроет так, что идти не сможешь, подбросим до метро”. А ведь медики уже доказали: привыкание к “спайсу” может произойти сразу же, после первой пробы.


Вычислить торговца, который создал тему на каком-нибудь форуме, практически нереально. Все электронные адреса этих людей зарегистрированы за пределами нашей страны. У того продавца, с которым в рамках эксперимента общался непосредственно я, электронный адрес зарегистрирован в одной из стран Южной Америки. С дилерами нельзя связаться по телефону. У них только ящики электронной почты и программы быстрого виртуального общения. Словом, того рычага воздействия, с помощью которого оперативники смогли бы полностью перекрыть торговлю миксами, пока нет, и появится ли он в ближайшем будущем — большой вопрос.


Остается только раскручивать всю цепочку “изготовитель — потребитель” с самого начала, нередко отлавливая самый кончик ниточки — “минеров”, раскладывающих товар по тайникам.


Торговля “спайсами”, говорит Василий Лосич, давно перестала быть хоть и жестоким, бесчеловечным, но баловством. Сегодня этот рынок “держат” хорошо организованные группировки глобального характера со своей четкой иерархией, руководителями и исполнителями.


Например, в конце весны сотрудники Управления по наркоконтролю зацепили ниточку — задержали двадцатилетнего парня, в кармане у которого было около двух граммов курительных смесей. Через него вышли на проживающего в Минске гражданина Грузии (мелкого дилера), у того при обыске обнаружили чуть меньше десяти граммов “спайса”. А тот уже указал на жителей Орши и Минска, которые организовали канал поставки из Смоленска в нашу страну психотропного вещества (основного ингредиента) для изготовления курительных смесей в домашних условиях. У минчанина в квартире обнаружилась настоящая мини-лаборатория.


К слову, за последние месяцы работы наркоконтроля ликвидировано несколько лабораторий по производству отравы в Беларуси. Значит, и наши научились производить наркотик в домашних условиях, тем самым отказываясь от импорта, получая больше возможностей для маневра, становясь менее уязвимыми и значительно сокращая дистанцию от производителя до потребителя. В результате цена и без того недорогого наркотика может снизиться еще больше. Работники милиции проанализировали прибыльность бизнеса в сфере курительных смесей и их аналогов. При длинной цепочке “производитель — потребитель” наценки на товар нередко достигают 1000 процентов. Если цепочка укоротится (в случае изготовления курительных смесей внутри страны), наценки могут сократиться минимум в три раза.


И все же: можно ли эффективно бороться с распространением курительных смесей в отдельно взятой стране? Василий Лосич склонен дать утвердительный ответ. И первым шагом в этой борьбе должна стать корректировка законодательства в сфере оказания интернет-услуг.


Планируется увеличить наказание за сбыт психоактивных веществ несовершеннолетним (до тринадцати лет лишения свободы), а за их изготовление в условиях подпольных лабораторий — до пятнадцати лет. Кроме того, в скором будущем может быть введена административная ответственность за немедицинское употребление наркотиков.


Кстати, мой эксперимент с покупкой проходил в рамках журналистского расследования. Поэтому я набрал “102” и за товаром отправился в сопровождении милиции.


Заветного пакетика “на втором этаже за крышкой электрощита в верхнем правом углу” мы не нашли. Затем на мое разгневанное письмо дилер ответил, что его “минер”, находившийся возле подъезда, увидел милицию, поэтому больше со мной дел никто иметь не будет. И напоследок — пара нелестных эпитетов в мой адрес.


Когда мой эксперимент завершился, первое, что подумалось: действительно, страшный наркотик благодаря всемирной паутине можно купить так же просто, как обычный товар в интернет-магазине. Разве что домой не привезут и гарантии не будет. То, что когда-то казалось одним сплошным благом (я о компьютерном чуде), сегодня становится чем-то вроде непотребного места. Это, конечно, лишь одна сторона того, что изменяет нынешний мир. Наркотики распространялись со скоростью ветра, когда и о мобильных телефонах слышали единицы. Просто технический прорыв убирает расстояния и сжимает время. Достаточно одного клика мышкой.


Теоретически продажу “спайсов” через интернет можно прикрыть. Хотя кто-то может тут же вспомнить о попрании прав и свобод. Но ведь речь идет о спасении многих жизней — только в этом году от “спайсов” в Беларуси погибли 20 человек. Однако можно ли запретом решить проблему целиком? Пока будут желающие затянуться опасной курительной смесью, будут и те, кто найдет способы исполнить это желание за определенную сумму. И об этом нужно думать не меньше, чем о том, как бороться с наркодилерами из интернета.


muravsky@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter