Спасут ли сальдо утятницы?

Ну что может быть общего  между холодильниками и санками? Вот и меня удивило, когда за стеклянной витриной в фирменном магазине «Атлант» среди полочек, уплотнителей и других холодильных запчастей увидел… санки

Ну что может быть общего  между холодильниками и санками? Вот и меня удивило, когда за стеклянной витриной в фирменном магазине «Атлант» среди полочек, уплотнителей и других холодильных запчастей увидел… санки.

Два пластиковых сиденья-поддона для съезда с гор красно-синим пятном выделялись среди строгой цветовой гаммы фирменных «атлантовских» цветов. Оказалось, санки – это новый вид потребительских товаров, освоенных «Атлантом». Позаботились о нуждах простых граждан и другие промышленные гиганты. Минский моторный завод стал выпускать утятницы, МТЗ – кухонные топорики… Прямо скажем, оригинальная товарная номенклатура. 

Конечно, насыщение потребительского рынка – одна из первоочередных задач, которые правительство ставит перед производителями. Уже не первый год динамика роста реальных денежных доходов населения опережает производство потребительских товаров. От подобной ситуации страдают не столько простые граждане (пустующие ниши заполняются импортом), сколько макроэкономические показатели. И прежде всего удлиняется знак «минус» внешнеторгового сальдо и баланса текущих операций. Последний сложный финансовый термин на бытовой язык переводится достаточно просто: страна тратит валюты больше, чем зарабатывает. На этот дисбаланс давно указывал Петр Прокопович, председатель правления Национального банка Беларуси. Производственники вроде бы наравне с финансистами переживают эту проблему. А она по-прежнему актуальна. 

За первое полугодие реальные денежные доходы населения увеличились на 17,2 %, розничный товарооборот – на 17,9 % (прогноз – 8,5 %). Насколько больше зарабатываем, настолько больше и тратим. А производство потребительских товаров за этот же период выросло всего на 5,8 %. Недотянули даже до прогнозного показателя в 7,5 %, который тоже значительно проигрывает динамике спроса. Внешнеторговое сальдо по итогам пяти месяцев снова отрицательное, причем на целых 881,6 миллиона долларов, увеличившись не в нашу пользу за май более чем на 100 миллионов долларов. По динамике идет вровень с ростом доходов белорусов. Правда, в Министерстве экономики подсчитали: если бы не изменившиеся экономические условия в начале года, сальдо было бы не больше минус 200 миллионов долларов. Но прогноз-то на конец года плюс, как минимум, полмиллиарда. Даже с поправкой на дорогие нефть и газ разбежка слишком большая. Правда, производство непродовольственных потребительских товаров за полугодие выросло на 11,9 %. Но вопрос же не только в количестве, но и в качестве. Вряд ли отрицательное внешнеторговое сальдо можно выровнять утятницами или санками. Только улучшить отчетность и для видимости подкорректировать некоторые социально-экономические показатели. 

На одной из пресс-конференций министр экономики Николай Зайченко справедливо заметил: немало представителей белорусского директорского корпуса еще не перестроились с философии производства на философию продаж. Освоить выпуск продукции не проблема, главная сложность — найти покупателя. И не просто сбыть товар с рук, а с прибылью, если не сиюминутной, то с перспективой приличной рентабельности в будущем. Увы, немало отечественных товаров «живут» на рынке со слабой маркетинговой поддержкой либо вообще без таковой. 

Импортные конкуренты мучаются над образом товара, имиджем бренда, изучают потребительские предпочтения, стараются в них «вписаться», а белорусские аналоги зачастую не обеспечены даже прозаической рекламой. Не говоря уже про более интеллектуальные мероприятия. Иначе сложно объяснить идею «моторных» утятниц. Сей посуды республике необходимо-то всего ничего – чуть больше ста штук в месяц. Объемы явно недостаточные для прибыльного промышленного производства. Конечно, убытки невелики по сравнению с оборотами завода. Но удивляет сам подход. Впрочем, не меньше, чем санки в фирменном магазине холодильников. Так или иначе, «Атлант» — вполне уважаемый производитель сложной бытовой техники. И вдруг «позарился» на простейшую детскую игрушку? Столь оригинальный ход вряд ли добавляет солидности бренду в глазах потребителей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter