Спасовка — лакомка

В понедельник, 14 августа, у православных верующих начинается Успенский пост. Он продлится две недели и предварит праздник Успения Пресвятой Богородицы.
В понедельник, 14 августа, у православных верующих начинается Успенский пост. Он продлится две недели и предварит праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Несмотря на непродолжительность, Успенский пост относится к строгим и по канону близок к Великому. По церковному уставу, в понедельник, среду и пятницу предписывается «сухоядение», во вторник и четверг позволяется употреблять горячую вареную пищу, но без постного масла, которое дозволительно лишь по субботам и воскресеньям. Отступление делается и 19 августа — в праздник Преображения. Тогда на стол ставится даже рыба. И все же, несмотря на все строгости, не зря в народе говорят: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка». Конец лета — время, обильное спелыми овощами и фруктами. Так что и пост издавна давался верующим значительно легче, чем в другое время года.

В первый день Успенского поста еще отмечается и первый из трех Спасов — так называемый медовый Спас (церковное название — Спас на воде). Отсюда, кстати, происходит уменьшительное — Спасовка. В этот день в храмах освящается вода в память о крещении киевлян в 988 году князем Владимиром в водах Днепра и Крещатика, а также мед нового сбора. Медовый Спас почитается праздником пчеловодов: пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. На Успенский пост — 19 августа — выпадают также праздник Господня Преображения и знаменитый яблочный Спас, а на само Успение — третий Спас.

Кстати, мед — один из самых питательных среди постных продуктов. Как известно из Евангелия, Иоанн Креститель ел в пустыне только акрид (сушеную саранчу) и дикий мед. По церковным правилам, употребление меда разрешено в любой день года, кроме Великой Пятницы, когда верующий человек отказывается от пищи полностью. Мед используется также в поминальной обрядности. Традиционно его приносили на могилы, ставили на канун во время панихиды, с меда начинался поминальный обед, он входит в состав поминальной кутьи. Употребляют мед и в обычной кухне при приготовлении сладостей. Но куда как популярнее в старину были напитки из меда — в первую очередь знаменитый хмельной мед и сбитень. Мастерством медоварения особенно славились монахи. В подвалах крупных монастырей хранилось множество дубовых бочек с медом, некоторые из которых вмещали до 7 тонн напитка. Один из известных рецептов так и назывался — «мед монастырский».

Мед монастырский

1 кг меда, 3 л воды, 2 чайные ложки хмеля, 1/2 стакана хорошо заваренного чая.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне 3 часа. В марлю положить хмель, небольшой прокипяченный камешек и, завязав узелком, опустить в кастрюлю с медом. Камешек нужен для того, чтобы хмель не всплывал.

Мед с хмелем прокипятить в течение одного часа, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Снять мед с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна заполняться не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи отопления) для брожения. Как правило, оно начинается через день–два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), влить в него 1/2 стакана хорошо заваренного чая (1 чайная ложка на стакан кипятка). Затем мед, не мешая, несколько раз процедить через фланель. Процеженный мед готов к употреблению. Однако особенно хорош он после года хранения в прохладном месте.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter