Спасительный укол

Как поживаешь, федерация?

Как поживаешь, федерация?


Если бы кто–нибудь задумал устроить опрос на предмет самого успешного вида спорта в Беларуси в ХХ веке, то одним из главных претендентов на победу стало бы, вне всяких сомнений, фехтование. Таким количеством олимпийских наград, которые были добыты нашими мастерами клинка, вряд ли кто–то еще может похвастаться. Татьяна Самусенко, Елена Белова, Виктор Сидяк, Александр Романьков — этих спортсменов знает весь мир. «После победы Елены Беловой на ее первой Олимпиаде в Мехико в стране начался настоящий бум, — вспоминает заслуженный тренер Беларуси, один из основателей фехтования в Минске Евгений Андреев. — На всех соревнованиях зрителей — море. Школ много открылось, дети в очередь выстраивались, чтобы посещать тренировки».


Так было когда–то. Однако с тех пор как последний наш олимпионик — Александр Романьков — зачехлил шпагу, место «д’Артаньяна» в нашей сборной остается вакантным.


На волоске судьба твоя


Незадолго до Олимпиады в Пекине молодой саблист Александр Буйкевич стал чемпионом Европы. Давно белорусские фехтовальщики не добивались такого результата (скромного по меркам Беловой и Сидяка, но значительного исходя из сегодняшних реалий). Многие назвали этот успех первым шагом на долгой дороге обретения белорусским фехтованием былой славы. Но так ли это на самом деле? Как и благодаря чему фехтование может выйти на свой прежний уровень? Действительно ли есть положительные тенденции в его развитии?


В Беларуси сегодня работает более 20 отделений фехтования, в которых занимается около 2.000 учеников. Правда, большинство из существующих ныне школ испытывают серьезные проблемы с инвентарем и финансированием. Не так давно довелось побывать в одном из самых самобытных центров развития фехтования — в Дрибине, районном городке Могилевской области. Потрепанные маски, латаные–перелатаные жилеты, старенькие шпаги и рапиры. О современных технологиях речь и вовсе не идет, детям приходится фехтовать на полу, никаких электронных дорожек нет и в помине. Да что говорить о Дрибине, когда даже в Минске, в динамовской школе по улице Даумана, катастрофическая ситуация с клинками, которых банально нет...


— В школах с инвентарем действительно трудно, — говорит председатель Белорусской федерации фехтования Александр Романьков. — Федерация пытается эту проблему решить, однако наша помощь — крохи. Утешает, что года 3 — 4 назад было еще сложнее. Сейчас потихоньку ситуацию исправляем.


По словам Романькова, те скудные средства, которыми обладает возглавляемая им общественная организация, идут в основном на массовые мероприятия, юбилеи заслуженных спортсменов. А выезды на международные соревнования, организация внутренних турниров происходят исключительно за счет Министерства спорта.


Но, слава Богу, есть друзья и у друзей есть шпаги


Тем не менее в 2008 году в стране открылось два новых центра развития фехтования: школы в Гомеле и Молодечно.


— Все было организовано по инициативе местных специалистов по фехтованию, — рассказывает идейный вдохновитель создания школы в Молодечно Владимир Медведев. — Я сам до открытия школы четыре года работал на общественных началах в деревне Турец–Бояры под Молодечно, тренировал детей бесплатно, покупал им инвентарь за свои деньги. При этом мои ребята становились чемпионами и призерами юношеских первенств страны. Эти результаты и стали основанием для открытия отделения в Молодечно. Лично уговаривал многих тренеров, чтобы они приехали работать в нашу школу.


— Ажиотаж большой ожидается?


— Немалый. Только у меня сейчас две группы. А на «боевые практики» по выходным приходит по 30 человек.


— А какова роль федерации в открытии молодечненского отделения?


— Помогла решить вопрос с местными властями, окончательно их убедила, что отделение фехтования нам необходимо.


— Как у вас дела с инвентарем?


— Неделю назад нашей школе Министерством спорта был передан инвентарь на сумму 50 миллионов рублей. Зал, предоставленный нам, правда, не очень подходит для фехтования. Его еще нужно довести до ума...


Хочется верить, что новые школы смогут составить конкуренцию отделениям фехтования Брестской области. Там, как выяснилось, развитию этого вида спорта уделяют самое пристальное внимание.


— У нас в Бресте очень хорошие условия, — рассказывает старший тренер Брестской области, первый наставник Саши Буйкевича Владимир Балюк. — Сейчас достраиваем великолепный зал. Дети с удовольствием идут заниматься. С инвентарем, правда, возникают накладки. Оружие ломается очень быстро. А один клинок стоит 15 долларов. Мы выходим из положения следующим образом. Если я вижу в ребенке талант, говорю об этом его родителям и прошу их по возможности покупать экипировку. Знаю, что с инвентарем тяжелое положение во всех областях. Но это объяснимо. Фехтование — дорогой вид спорта. Чтобы полностью экипировать спортсмена, нужно примерно 5 тысяч евро.


Но гордый нрав не спрячешь в ножны...


По мнению Александра Романькова, для успешного развития фехтования в Беларуси нынешнего количества школ, в принципе, достаточно: «Если еще пару лет назад в юниорских и кадетских соревнованиях участвовало 20 — 30 человек, то теперь 60». Говоря же о залах, стоит отметить, что эта тема остается для фехтования больной.


— Зал «Динамо» на улице Даумана, который всегда был фехтовальной базой, передан гандбольному клубу, — расстроен Александр Романьков. — Теперь занятия сборной в основном проходят в комплексах на 9–м километре в Уручье и зале по улице Калиновского. Сейчас мы прорабатываем варианты создания специализированной, чисто фехтовальной базы в Минске.


— Точный срок открытия новой базы можете назвать?


— Нет, здесь не все так просто.


— Какие еще проекты входят в ближайшие планы федерации?


— Открытие интернет–сайта, с помощью которого, надеюсь, мы сможем решить проблему популяризации и рекламы. Нам частенько звонят и спрашивают, куда можно отдать ребенка на фехтование. На сайте будет выложена абсолютно вся информация с адресами и контактными данными. Пользуясь возможностью, скажу, что сейчас три основные школы в Минске: «Динамо» на улице Даумана, СКА на 9–м километре в Уручье и школа профсоюзов на Калиновского. С будущим сайтом связываю большие надежды. Его адрес — www.fencing.by. К слову, мы и сейчас пытаемся заниматься рекламной деятельностью. Каждый год развешиваем объявления в школах о наборе детей, перед каждым серьезным турниром выпускаем плакаты с анонсами — они расклеиваются по всему городу. Жаль, что фехтование по–прежнему не может пока вернуть любовь болельщиков: несмотря на все наши усилия, трибуны пустуют...


А если решил, за дело!


Для примера заметим, что в одном только Риме функционирует около 100 фехтовальных клубов, во Франции — 800! Сравнивайте и делайте выводы. Однако первый шаг в этом направлении сделан и у нас. В прошлом году фехтовальный клуб открылся и в Минске. Организовала его серебряный призер Олимпиады в Москве, ныне преподаватель БГУФК Ирина Ушакова.


— Это не совсем фехтовальный клуб в традиционном понимании, — объясняет «первопроходец». — У нас так называемое фитнес–фехтование. Работают в клубе три тренера: я — преподаватель фехтования, моя дочь — инструктор по фитнесу и третий наставник по работе с детьми. Система, в принципе, схожая с функционированием зарубежных клубов: каждый занимается своим делом. Я не лезу в физическую подготовку, а ставлю только технику фехтования; дочь не вмешивается в технику, а следит исключительно за физическим состоянием. Прийти в наш клуб может любой желающий, независимо от возраста. Сегодня у нас тренируются как молодежь, так и пожилые люди. Занятия проводятся по понедельникам, средам и пятницам с 19 до 21 часа. Абонемент на месяц стоит 60 тысяч рублей. Весь инвентарь мы выдаем. Вообще, как специалист и человек, переживающий за свой любимый вид спорта, очень надеюсь, что со временем таких клубов по стране появится много. Это будет настоящим прорывом не только с точки зрения профессионального спорта, но и здоровья людей.


Из всего сказанного и услышанного можно сделать вывод, что вернуть былую славу фехтованию пока не удается. Однако и упрекнуть федерацию в том, что шагов к улучшению ситуации не предпринимается, — тоже нельзя. В сравнении с тем разбродом, который наблюдался в нашем фехтовании еще несколько лет назад, прогресс очевиден. Но достаточен ли он для того, чтобы через четыре года в Лондоне у нас снова было олимпийское «золото»?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter