Спасительный ландшафт

На  экстремальный  туристский  маршрут  по  уникальному  в  Европе  болоту  Великий  Мох  решится  не  каждый…

На  экстремальный  туристский  маршрут  по  уникальному  в  Европе  болоту  Великий  Мох  решится  не  каждый… 

Что можно увидеть на болоте? Трясину, заросли осоки, камышей да мелкого кустарника.  Правда, ходят легенды, что в болотах живут  лешие, черти да кикиморы водятся. Но кто их видел?  Однако директор Республиканского гидрологического заказника «Ельня», что в Миорском районе,  Петр Багалый иного мнения. 

— Наше болото Великий Мох – уникальное, — говорит Петр Иванович. – Такого нет во всей Европе. Не зря же ему придан статус водно-болотного угодья международного значения. Занимает площадь в 25,3 тысячи гектаров – второе по величине на континенте. Оно возвышается  на 5—7 метров над окружающей местностью. В заказнике более тридцати небольших озер, рек, которые подпитываются осадками и грунтовыми водами.  Здесь много редких, исчезающих видов растений и животных.  Великий Мох имеет огромное значение в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия не только на Миорщине, но и в Беларуси, и на значительной части  Европы.  

Нет нужды говорить о важности болот для жизни на Земле. Но что интересного можно узнать о Великом Мохе? 

— У нас разработано несколько туристских маршрутов, — вступает в разговор начальник отдела по физкультуре, спорту и туризму Миорского райисполкома Александр Жук.  – Один из них проходит по заказнику. Но сами понимаете: это специфический туризм. Далеко не каждый решится отправиться в такое путешествие. Условия не из легких. Кроме того, заказник – труднодоступное место. Хотя желающие посмотреть уникальную фауну и флору, не­обычный ландшафт есть. А туризм развиваем двух видов: экологический и научно-познавательный.    

Сюда приезжают ученые из многих стран Европы. В прошлом году были орнитологи из Бельгии, ботаники из Германии…  

— Однажды работали ученые из Швеции, — рассказывает директор заказника. – И все смотрят, смотрят в бинокль, разглядывают какую-то птичку. Поинтересовался: трясогузку желтоголовую. Оказывается,  она у них редкий вид.   

Мне хотелось увидеть журавлей. Не удалось. Во время перелета здесь образуется самая большая в стране стая – до трех тысяч. Много водится гусиных видов. В заказнике зарегистрировано свыше 30 редких или исчезающих видов. Среди них немало жужелиц, которых в Беларуси встретишь в единичных местах. Орлан-белохвост, змееяд, беркут, чернозобая гагара,  барсук и другие также занесены в Красную книгу. Многие пернатые на Великом Мохе представлены одной-двумя парами… 

— Флора же в заказнике, – говорит Петр Багалый, — разнообразная и типичная для таких болот. По существу, она эталонная. 

Около озера Лопухи обнаружена карликовая береза – очень редкое у нас дерево. На болоте растет 24 вида мхов. Некоторые из них в Восточной Европе не найти. Есть и клюква мелкоплодная. Обычно она произрастает в тундре и тайге. Специалисты полагают, что у нас проходит южная граница ее ареала. Лишь в двух местах в Беларуси обнаружена гимнокоя вздутая… Можно перечислить немало редких и исчезающих видов растений. 

— Увы, — вздыхает Петр Иванович, — не удается нам сохранить болото в его первозданном виде. Видите, растут мать-и-мачеха, подорожник, появились горец, пикульник… А ведь это не болотные растения…   

В 1998-м и 2002 годах в заказнике случились большие пожары. Они нанесли огромный ущерб флоре и фауне. Огнем уничтожен верхний слой почвы толщиной 10—15 сантиметров. Многие растения на таких землях прижиться не могут. 

Болота – это кладезь ягод и лекарственных трав. Клюква в заказнике произрастает на территории свыше трех тысяч гектаров. До пожаров было больше. Средняя ее урожайность – 22 кг/га. А среднегодовой запас оценивается в 231 тонну. Черника дает 66 кг/га.  Местные жители охотно собирают их. В заготовительные пункты поступают тонны ягод. 

Во время позапрошлогодних морозов одно из озер промерзло до дна. Погибла вся рыба. Теперь уже построено 26 плотин, чтобы увеличить глубину водоемов. 

Работникам заказника охотно помогают студенты и члены общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», которые здесь проводят наблюдения.  В  давние годы для хозяйственных нужд местных жителей были вырыты каналы. Они уносят немало воды, осушая территорию. Поэтому теперь идет заболачивание. Для решения проблемы Глобальный экологический фонд  ООН выделил 50 тысяч долларов. Деньги не такие уж большие. Но и они востребуются.  

— Проблем немало, — говорит директор. – Если не предпринимать мер, то болото в таком виде не сохранится. И тогда изменится экологическая ситуация, прежде всего пострадает Западная Двина.  

Кстати, в Миорском районе есть еще два болота – Жадоба и  Мох. И там также немало редких животных, птиц, растений… 

На снимке: Петр БАГАЛЫЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter