Спасите наши уши

О негласном этикете автомобилистов

Каждый день нас бьют по ушам. Шум нас оглушает, дезориентирует, сбивает с толку. То, дребезжа, пронесется трамвай, то «прогудит» троллейбус... Вот вы, например, всегда слышите звонок мобильника на улице? Сомневаюсь. Шумовым загрязнением мы «обязаны» во многом транспорту. Но не сами ли порой усугубляем ситуацию? Скажем, ревом акустических систем и сабвуферов, установленных в машинах. Примечательно, что грохочут и дребезжат на перекрестках обычно старенькие иномарки, напичканные мощным музыкальным оборудованием.


Порой доходит до смешного. Проезжает такой «музыкальный центр» на четырех колесах — хоть уши затыкай. Каждый квадратный сантиметр машины сотрясается от басов какой–нибудь модной группы, автомобильные стекла резонируют, даже «дворники» подпрыгивают в такт. Как еще только фары не отвалились? Проблема в том, что объявиться поклонник ритмичной музыки может хоть в «спальном» районе, хоть на пляже в любое время суток. Все призывы «сделать потише» проглатываются децибелами душераздирающей какофонии.


Время от времени в милицию звонят разъяренные жильцы: мешают спать оболтусы, устроившие дискотеку под окном! И этот «концерт» вполне можно трактовать как мелкое хулиганство — водитель со своим громогласным автомобилем действительно нарушает общественный порядок и покой граждан. Да еще не ровен час и пошлет куда подальше в ответ на просьбу утихомириться. В этом случае нарушитель спокойствия может быть оштрафован на сумму от 2 до 30 базовых величин или даже арестован на 15 суток, рассказали мне в ГУВД Мингорисполкома. Но всегда ли мы набираем 102 в подобных случаях?


Понять логику «меломанов» сложно. Может, они таким образом признаются в своих музыкальных предпочтениях окружающим? Или демонстрируют преимущества дорогостоящей техники? Только на лицах уставших прохожих вместо благодарности, как правило, появляется гримаса раздражения. Глупые! Неужели они не понимают, что их приобщают к музыкальной культуре? Или, может, завидуют?


Впрочем, злятся на водителей, откровенно засоряющих звуковое пространство города, не только пешеходы. Сами автомобилисты сторонятся грохочущих машин. Если человек глух к мнению других, то чего ожидать от него на дороге? Водитель словно находится в звуковой клетке, дальше которой ничего не слышит — ни клаксонов машин, ни сирены «скорой»... Скажу больше: он не всегда может полностью контролировать управление автомобилем. В Штутгарте специалисты в области безопасности дорожного движения проводили эксперимент: профессиональных водителей попросили маневрировать среди фишек. Конечно, с плевым заданием все с ходу справились! Однако, как только увеличили звук автомагнитолы выше нормы, дело пошло хуже: кто–то выполнял упражнение дольше, кто–то умудрился сбить фишку. Сделали громкость музыки невыносимой — половина профи задание завалила. Вывод? Повышенный уровень шума мешает концентрироваться, возрастает риск, что человек проедет на красный, не заметит знак или неверно рассчитает дистанцию до едущей впереди машины.


Сам ничего против хорошей музыки в салоне автомобиля не имею. Езжу с постоянно включенной автомагнитолой. Приятно, черт возьми, прокатиться в компании «Куин» или «Пинк Флойд». Это разгоняет скуку, даже помогает справляться со стрессом в плотном городском потоке. Заодно во время поездки получаю эстетическое наслаждение. Но всегда помню о негласном этикете автомобилистов. «Музыка должна «оставаться» в машине. Для этого придумали шумоизоляцию, — не забывает повторять мой знакомый установщик автомагнитол. — Тогда ты сможешь наслаждаться тонким звучанием мелодии и никто не помешает уловить такие нюансы, как, например, шелест падающих осенних листьев или звон хрусталя. Ну и соответственно ты не нарушишь чужой покой».


Есть, конечно, исключения — соревнования по автозвуку, например. Они проводятся в специальном месте, и это, скорее, конкурс технарей в умении обращаться с качественным звуком. Ребята никому не мешают, вникают в нюансы, обмениваются опытом... Но почему нередко случается по–другому? Иногда вообще складывается ощущение, что музыка рассчитана не на сидящих в машине, а на окружающих. У пассажиров вот–вот лопнут барабанные перепонки, но они терпят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter