Спасите наши уши и ваши кошельки

ЧАСТО езжу в командировки на машине и слушаю радио. Если летом эфир забит роликами о пилюлях от аллергии или диареи, то в холода во время поездки наслушаешься о чудо-препаратах от простуды, насморка и гриппа. Понятно, что реклама кормит радиостанции, от этого никуда не деться. Возмущает одно: после задорной песенки сразу же тараторят номер регистрационного удостоверения лекарства, кем выдано и когда.

Зачем бесполезную информацию вливают в уши со скоростью света? Неужели она побуждает купить препарат? На радиостанциях признаются, что звонки от раздраженных слушателей поступают. Стала копаться в проблеме – оказалось, еще с 2013 года в связи с поправками в Закон «О рекламе» эти данные и вовсе в эфире не нужны. Но, похоже, производители лекарств — спустя 5 лет (!) — еще не в курсе. И сами же несут ненужные затраты.

Года два назад в кулуарах Минздрава ходили разговоры о том, чтобы рекламу лекарств размещать исключительно в специализированных СМИ. Но фармацевтическая отрасль у нас сейчас на подъеме, и производителям нужно вслух заявлять о своих новинках – это в национальных же интересах. Оно и правильно. Тем более что попасть в эфир рекламе лекарственного средства не так уж легко – нужен допуск Минздрава. Обзвонила парочку радиостанций – без разрешения Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении о запуске в эфир ролика о таблетках от кашля даже и речи не стали вести. Такого барьера, который бы защищал потребителя от рекламы не зарегистрированных в стране лекарств, нет ни в России, ни в Украине. Там проще: заплатил за эфир — и рекламируй на здоровье пилюли хоть от кашля, хоть от поноса. Это при том, что в год в России выявляют до десяти производителей подделок. 

У нас радиостанции могут за размещение рекламы препарата без допуска Минздрава получить серьезный штраф. Благо таких случаев в прошлом и позапрошлом году не было. Получение допуска – процедура недорогая, около 50 рублей, но при этом не сиюминутная – в документах рекламодателя и сценарии ролика вычитывают каждую буквицу. 

А что же с регистрационным номером? Еще до 2013 года его нужно было озвучивать. Это злило слушателей, а лишние секунды рекламы выливались в копеечку для компаний-производителей. Поэтому многие радиостанции и пошли на законную хитрость – стали тараторить. Сейчас в эфире обязаны говорить, какой производитель, есть ли побочные эффекты, ограничения во время беременности и продолжительность приема – если указаны в инструкции. Тоже немало – не менее пяти секунд в ролике. Учитывая, что стандартный длится 20—25 секунд, «официоза» — примерно пятая часть. 

Стоит понимать, что официоз здесь во благо – чтобы препарат не навредил тем же доверчивым старикам, которые могут ухватиться за пилюли как за спасательный круг. Без регистрационного номера удостоверения, кем и когда он выдан, трескотни стало меньше. Жаль, что некоторые производители по незнанию упорно продолжают его в ролики включать, выкладывая лишние деньги и щекоча нервы и уши слушателей. Вопрос: почему тогда на радиостанциях об этом не говорят или в том же Центре экспертиз и испытаний в здравоохранении? Выходит, для одних это лишние секунды заработка, а вторым все равно, главное, чтобы документы были в порядке…

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter