Спасите наши уши

Как избавиться от "фальшивых" инструментов?
"Пианино давно открывали? Весь войлок моль съела - здесь для нее ресторан. Басовые струны заменить было бы неплохо... И, ради Бога, отодвиньте его от батареи! Инструмент, как цветы, сохнет от горячего воздуха. Вы знаете, сколько растет дерево, чтобы стать хорошим пианино? Сто лет!" - "Но у меня простой фабричный инструмент..." - "Не важно, какая "одежда", - оно страдает от вашей небрежности..."

Уже больше часа настройщик профессионально ворчит, осматривая мою "Беларусь", как доктор тяжелобольного пациента. Поднимает верхнюю крышку и устремляется внутрь всем телом. Прикладывает ухо к звучащим струнам... Если инструменту плохо, он ведь не скажет - может только отчаянно "не строить". Согнувшись, настройщик открывает нижнюю панель и выносит наконец ценовой вердикт: сотня долларов.

Вообще-то настройка стоит двадцатку, но Геннадию Павловичу не возразишь: он своего рода монополист. Во всяком случае, в газетном разделе "Реставрация и сервис" пока размещено одно объявление - его.

- Все-таки почему так дорого?

- Спохватись вы на полгода раньше, заплатили бы в три раза меньше. Нет отечественных запасных частей! После закрытия Борисовской фабрики все - импортное.

Единственная в стране фабрика по производству фортепиано и цимбал в Борисове зашла в экономический тупик и приказала долго жить в середине прошлого года, чем повергла в уныние все учреждения, так или иначе связанные с музыкой. Настройщикам и реставраторам классических инструментов предложили идти на вольные хлеба - штатные фабричные единицы остались без работы.

- Моя задача - лечить "заболевшие" инструменты, которых тысячи стоят сегодня по домам, их доламывают дети в школах. Как все живое, они стареют, умирают, - рассуждает член Союза музыкальных деятелей, музыкант и настройщик Валерий Уколов. - Мне, например, всегда особенно жаль трофейные немецкие фортепиано, которым по сотне лет, - раритеты! Предполагается, что мастер, которого пригласили в дом спасать пианино или, скажем, цимбалы, должен сам решить все технические вопросы. А где взять струну, которая теперь не выпускается в Борисове? Цены на европейские запчасти заоблачные, да и достать их непросто. А ведь не станет настройщиков - остановится весь музыкальный процесс. Нельзя же обучать ребенка на инструменте, который фальшиво звучит. Получается - вопрос национальной культуры.

В реставраторы случайные люди не приходят. Как правило, это музыканты, для которых инструмент - нечто божественное. Реставрация требует высокого мастерства и даже художественного чутья. "Мы - гармонизаторы космического мира", - говорят они о себе, намекая, что вся звуковая мелодика во Вселенной построена от камертона. И таких профессионалов нигде не готовят - они выкристаллизовываются в музыкальной среде сами, часто передавая знания по наследству. Например, Станислав Чернявский, который самостоятельно способен разобрать и собрать орган, - главный у нас настройщик, но, кроме как своему сыну, мастерство передавать ему некому. Нет у Станислава Матвеевича благодарной студенческой аудитории. Потому что нет системы подготовки настройщиков-реставраторов.

Зато в стране есть 11 музыкальных училищ, сотни музыкальных школ, консерватория. Почти в каждой второй семье даже в маленьких городках ребенок учится играть на баяне, балалайке или цимбалах. В столице популярностью пользуются фортепиано и гитара. В Минске давным-давно изготавливали собственные рояли. Один экземпляр, сделанный белорусскими мастерами еще в 1840 году, сегодня стоит в музее истории и культуры. Но то - произведение искусства, а большинству стандартных "Беларусей", на которых обучают школьников, не больше 50 лет. В свое время их производство было поставлено на конвейер, чтобы цена инструментов была доступной. Теперь многотысячная армия владельцев не знает, как избавиться от фальшивящих инструментов.

Частично выручают белорусских пианистов Союз музыкальных деятелей и единственная на сегодня независимая фирма по продаже и реставрации инструментов "Муза-сервис". Ее директор Людмила Кравцова объединила в ней шестерых лучших реставраторов-настройщиков с опытом работы более 20 лет. Сегодня в "Музу" за спасением идут и владельцы дорогих эксклюзивных пианино.

- Теперь мы закупаем детали втридорога: вместо борисовских привозим немецкую струнную проволоку, рояльные молоточки из граба - один комплект по 500 - 600 тысяч рублей, - говорит Людмила Григорьевна. - Разумеется, все это отражается и на цене ремонта. Удивительная вещь: цимбалы - национальный белорусский инструмент - не выпускаются вовсе! Школы в недоумении. Если мастера начнут изготавливать те же цимбалы на заказ, делать штучный товар, - их работа будет стоить фантастических денег.

Из любопытства я заглянула в универсальный магазин "Музыка" - пока единственный по продаже инструментов, и не увидела ни одного пианино. Зато во множестве реализуются крупногабаритные синтезаторы "Клавинова". Кстати, здесь же стоит отреставрированный в "Муза-сервисе" белый красавец рояль "Циммерман" за 20 миллионов рублей. Говорят, на неделе были чешские по 13 миллионов, но все распродали. Остается ожидать новых поступлений. Либо ремонтировать бывшие в употреблении. Но где они, хорошие настройщики? И где настройщику найти новые детали для пианино?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter