Спасенная книга

Недавно байнет всколыхнула новость о появлении на интернет–аукционе Ay.by старинной регистрационной книги Ишкольдского прихода...

Недавно байнет всколыхнула новость о появлении на интернет–аукционе Ay.by старинной регистрационной книги Ишкольдского прихода, первая запись в которой была сделана в 1759 году, последняя — в 1807–м. Многие поспешили назвать находку редчайшей и даже реликвией.


Повышенный интерес был вызван тем, что костел Святой Троицы в Ишкольди Барановичского района, в котором заполнялась в свое время эта книга, — один из старейших католических храмов в Беларуси. Построен он был более полтысячелетия назад — в 1472 году, в готическом стиле. Позже перешел к кальвинистам, а в 1866 году был передан православной церкви. В 1919 году его снова вернули католикам, но спустя 50 лет костел был закрыт советской властью, несмотря на массовые выступления верующих в его защиту в августе 1968 года. И лишь в восьмидесятых годах прошлого века костел был отреставрирован и вновь возвращен католикам. В этих перипетиях учетная книга и потерялась, а точнее, по данным продавца, была выброшена из костела и спасена частным лицом.


Выставил книгу на торги друг «спасателя», барановичский антиквар. Цена, запрашиваемая за книгу такого значения, была не так уж заоблачна — 3 миллиона рублей. Продавец с самого начала заявлял, что готов предоставить книгу для снятия копий всем заинтересованным лицам и научным учреждениям.


И было ради чего. Дополнительный интерес подогревался заявлением минского католического священника, что в книге могла быть запись о крещении Игната Домейко. На интернет–форумах разгорелся настоящий шквал страстей. С одной стороны, на голову продавца и нашедшего книгу обрушивались проклятия и вешались ярлыки «продавцов Родины», и даже откровенные угрозы «заявить, конфисковать и посадить». К сожалению, даже настоятель Ишкольдской парафии принял сторону этих крикунов. Но звучали и слабые голоса в защиту людей, спасших книгу от уничтожения, и призывы начать сбор денег для выкупа реликвии.


Как окажется в дальнейшем, победит именно второй подход. Потому что его сторону приняли люди действия, а первая партия за обвинительными речами прятала исключительно собственную «абыякавасць» и нежелание что–либо предпринять. И все–таки было немного не по себе. Как много у нас людей, никогда не бывавших даже в музее, банально удивляется существованию такого понятия, как «антикварный рынок». Как много тех, кто не понимает, что антиквары — не «черные» кладоискатели, а люди, влюбленные в старину, жаждущие быть услышанными и никогда не отказывающие в помощи науке. Если только она проявляет готовность не обвинять, а сотрудничать, делать шаги навстречу.


После резонанса в интернете появления книги не могли не заметить и официальные лица. В заявлениях сотрудников Национального исторического музея и Национального исторического архива сообщалось, что они пытались договориться с продавцом о покупке книги по более низкой цене, однако продавец «скинуть цену» отказался. Потому что спрос был — со стороны частных меценатов. И все–таки антиквар отказался спешить с продажей. К нему поступило предложение... от минского студента Андрея Радкова.


Молодой человек, загоревшийся идеей найти самое справедливое решение проблемы, благодаря своему энтузиазму буквально за несколько дней это и совершил. Ему при помощи минского католического священника Игоря Лашука удалось собрать требуемую сумму. Одним из жертвователей стал посол Франции в Беларуси Мишель Ренери. Студент отправился в Барановичи и привез оттуда книгу в столицу. Люди, сохранившие реликвию от исчезновения, получили заслуженное и, признаемся, не такое уж огромное вознаграждение за их услугу в сохранении нашей истории. Что Андрей теперь планирует сделать с находкой? Оцифровать ее для исследователей, оформить за ней статус исторической ценности и вернуть в родной Ишкольдский приход. Не правда ли, хеппи–энд и замечательный пример искренней любви к Родине?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter