Супергерои стали главными героями киноиндустрии: это хорошо или плохо?

Спасем мир. Срочно, недорого

Июль в белорусском кинопрокате прошел под знаком «Черной вдовы». Очередной супергеройский блокбастер со Скарлетт Йоханссон в главной роли не оставил шансов другим киноновинкам проявить себя на столь же высоком уровне: результат последних трех недель — безоговорочное первое место. А в августе в кинотеатрах будут царить другие герои комиксов — Марго Робби в роли Харли Квинн и ее коллеги по «Отряду самоубийц» отправляются в новые приключения. Обилие фантастических персонажей из мира комиксов не могло не насторожить редакционных спорщиков. Один из них считает, что супергероев развелось слишком много, а фильмам про них не хватает смысловой составляющей. Из-за этого сеансы превращаются в 3D-аттракционы. Оппонент возражает: фильмы, где сильные герои спасают свою семью, а заодно и всю планету, нравятся всем зрителям во все времена — значит, и сегодня есть потребность в таких зрелищах. Интересно, как воспримет аргументы спорщиков наш беспристрастный рефери?


Супергерои в наших шинелях

Знаю, что покажусь старомодным, но вынужден признать: я не люблю комиксы. Почти так же, как профессор Преображенский не любил пролетариат. К сожалению, для него это слово являлось синонимом хамства и некомпетентности. Для меня комикс — олицетворение примитивизма. Разделяю позицию российского экс-министра культуры Мединского, который как-то сказал: «Я очень плохо отношусь к комиксам. Это как жевательная резинка, это не еда. Комикс — это для тех, кто не умеет читать». Или ленится, добавил бы я. К чему напрягать воображение, рисовать в уме образы, возникающие из прочтенных строк, когда за вас это уже сделали и представили в виде удобных картинок. А надоедливые строчки вообще почти выбросили за ненадобностью. По-моему, рассматривать комиксы вместо чтения традиционных книг — это как предпочитать безвкусный и вредный фастфуд трудоемкому и дорогому ресторанному блюду. А уж тем более позорно, на мой взгляд, снимать фильмы по этому фастфуду от культуры.

Может, в Голливуде просто закончились сюжеты про реальных героев? А что, все значимые страницы недолгой американской истории уже экранизированы, всем ковбоям и рядовым Райанам кинематографисты воздали по заслугам, вот и появились бесконечные выдуманные персонажи. Причем сразу целыми вселенными, вспомнить хотя бы эпопеи «Людей Икс» и «Стрелы» или бесконечную сагу студии «Марвел». Ну пусть бы и развлекались своими мифическими героями, нам-то зачем упиваться этими сказками? По-моему, в нашей истории достаточно эпизодов, еще не дождавшихся экранизации, масса книг, ожидающих переноса в мир кино, тьма героев, заслуживающих живого воплощения в фильмах.

«Среди моих товарищей большинство читает только комиксы, но я предпочитаю романы. Они глубже изображают реальный мир, срывая с него внешнюю оболочку и обнажая внутреннюю сущность вещей»

(Нацуо Кирино, японская писательница).

Конечно, современная молодежь живет в более энергичном темпе, чем предыдущие поколения. Ей, обладающей пресловутым «клиповым сознанием», важна краткая и яркая форма подачи информации. Поэтому, говорят защитники комиксов, и стал популярен такой вид «искусства». Скрепя сердце, попробую согласиться с этим аргументом. Но продолжу настаивать, что содержание важнее формы. То есть популяризировать стоит комиксы (и фильмы по ним), которые основываются на нашей фактуре, а не на похождениях какого-то там Человека-паука. И не говори мне, что Запад — основоположник жанра, ему и задавать моду на супергероев. У нас в последнее время тоже научились с этим справляться.

Взять фильм о противостоянии танкистов «Т-34». Поначалу кажется, что снято с претензией на реализм. Но многие кинокритики отметили, что танковые сражения полны совершенно фантастических деталей, и «по манере визуализации больше напоминают современные блокбастеры, основанные на комиксах». Военные спецы, разумеется, возмутились зашкаливающим градусом нереалистичности, но главная цель в итоге была достигнута: патриотическое кино массово отправилась смотреть молодежь, которой якобы неинтересна военная тема. В итоге случился кассовый рекорд — сборы преодолели планку в миллиард рублей всего за первые шесть дней проката.

Или более свежая картина «Красный призрак». В ней речь идет тоже не о самой модной тематике — боевых действиях советских партизан. Точнее, о короткой стычке между трех деревенских хат. А если разобраться, то это опять блокбастер о супергерое — молчаливом мстителе, человеке-легенде, способном из одной винтовки уложить целый отряд фрицев. Только супергерой этот — наш, свой, родной и понятный. Как Владимир Гостюхин, сыгравший в «Красном призраке» одну из главных ролей. Недаром в одном из восторженных зрительских отзывов сказано: «Технологически точное попадание в подсознание поколения детей и молодежи 10—12 лет. Фильм мастерски, на языке иностранных блокбастеров, противостоит тем, кто желал бы обнулить историческое восприятие героического образа наших предков». Абсолютно согласен.

rud@sb.by

Кто на свете всех милее

Даю чей-нибудь палец на отсечение: если бы фильмов про супергероев было чересчур много и все они были бы приторными и до отвращения одинаковыми, то в их сторону бы никто не смотрел. К счастью, Рома, это не так. Ты только посмотри на это разнообразие — кинокомиксы сочетают в себе элементы магического реализма, научной фантастики, ужасов, комедии, детских сказок, драмы, боевиков и черт знает еще чего. Все это представлено в различных сочетаниях и предназначено для различной аудитории. Так что нельзя всех вымышленных героев стричь под одну гребенку.

Согласен с тобой: супергерои заполнили экраны, когда в мировой киноиндустрии случился глобальный кризис оригинальных киносценариев, который, как мне кажется, продолжается до сих пор. Но, с другой стороны, современные технологии творят чудеса — грех этим не воспользоваться. Снимать на зеленом фоне нынче можно что угодно — пейзаж и спецэффекты в три секунды специально обученные люди подрисуют на компьютере. Герои и сюжеты? Вот вам кипы комиксов — снимайте! А комиксы, многоуважаемый Роман, все же не только жвачка, как считаешь ты и господин Мединский, а один из самых популярных жанров массовой культуры. С этим, хочешь не хочешь, приходится считаться. Вот и снимают.
«Мир любит чудеса и героев»
(Джордж Бернард Шоу, драматург, философ и прозаик).


Я бы не стал, Роман, излишне требовательно относиться к моральному облику и выдуманных сюжетных фигурантов, и идейному содержанию их действий. Схема проста: есть супергерои и суперзлодеи, которые, часто при помощи обычных людей, сражаются между собой. В результате побеждает мир во всем мире. Так есть и так было всегда, причем не только в Голливуде. Вспомни, Рома, мифы о древнегреческих богах, былины о русских богатырях, скандинавские сказания, мамины сказки про Ивана-Царевича и Емелю — чем это не супергерои? А в том, что нынче больше популярны Человек-паук, Джокер, Железный человек и Харли Квинн (кстати, за последнюю отдельное спасибо австралийской актрисе Марго Робби и озвучившей ее для нашего проката Татьяне Шитовой), чем супермены местного разлива, уж точно не только пресловутые американцы виноваты.

Что касается попыток создать собственных киношных супергероев на постсоветском пространстве… Я рад, Рома, что тебе нравятся фильмы типа «Т-34» или «Красный призрак». Но сам не готов к сказкам по мотивам событий Великой Отечественной, пусть и прославляющим наших бойцов. По мне, так если уж фантастика — так фантастика в чистом виде. Так честнее.

Неизбежность сосуществования современного кинозрителя и супергероев на современном историческом этапе, на мой взгляд, Рома, вызвана еще и тем, что на фоне всеобщего информационного негатива многие люди потеряли веру в честную политику, прозрачную экономику, эффективность привычных социальных институтов. Что делать в такой ситуации? На помощь опять пришли супергерои — честные, справедливые, хотя иногда и дающие слабину («Прямо как в реальной жизни, правда?» — слова трудно различить из-за хруста попкорна). И вот уже благодарный зритель мысленно примеряет на себя облегающий костюм героя комикса и в своих фантазиях уносится спасать мир. Кто знает, может, после окончания сеанса уверенность в собственных силах не покинет этого человека? Пусть берет пример с киногероев. А с кого же еще — не с персонажей же ток-шоу «Пусть говорят»?..

А вообще, Рома, рискну с тобой поспорить и по поводу тезиса о том, что содержание важнее формы. Но не в этом же случае!.. Фильмы-комиксы — это просто способ на полтора-два часа расслабиться и освободить голову от накопившихся проблем. Кстати, покопался в интернете и нашел новость двухлетней давности. Оказывается, ученые-психологи из Израиля и США в ходе исследований вычислили, что просмотры фильмов о супергероях полезны для психического здоровья человека. Например, инсектофобия (боязнь насекомых, в том числе пауков) проходила в 20 процентах случаев после просмотра кинофильмов о Человеке-пауке или Человеке-муравье. Специалисты считают, что сотрудничество популярных супергероев показывает значимость социальной поддержки и дружбы, а эволюция персонажей благодаря трудным ситуациям позже помогает зрителям справляться со сложностями в жизни и расти над собой.

nesterov@sb.by

Брейк!

Вспомнила сочную шутку из «Человека-муравья», когда в ответ на упрек: «Ты животное» главный герой комикса признается без тени кокетства: «Я насекомое!» Ребята, мы живем в эпоху культуры отмены, когда сфера дозволенного максимально сужается, для сценаристов в том числе. И это не кризис идей, а кризис социума в целом. Ревностные активисты всевозможных течений, от суфражисток до BLM, с лупой следят за персонажами каждой новинки кино и безжалостно подвергают критике те фильмы и премьеры, герои которых посмели переступить черту, нарушили новые заповеди. Зачем, скажите мне, рисковать в таком безумном мире, подбирать толерантные слова для реальных мужчин и женщин (хотя и пол уже отменили), если можно безболезненно взять комикс и к старым мифам про нечеловеческих героев — пауков и муравьев — добавлять целую вселенную вымышленных человеческих персонажей. Отличный ход продюсеров, я согласна с Сашей, беспроигрышный и мудрый. Александру и присуждаю победу в этом споре.

А Роману готова вручить утешительный приз за очередную словесную попытку шевельнуть отечественных драматургов, за подкинутую в воздух идею патриотической саги. Не теряем надежды увидеть на экране белорусских супергероев, сказочных и непобедимых.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter