Это не работа, это призвание: один жаркий день с бригадой столичной скорой

Спасают жизни, споря со временем

Около 20 вызовов в сутки обслуживает только одна бригада интенсивной терапии 9-й подстанции скорой медицинской помощи. Эта специализированная группа квалифицированных специалистов выезжает на сложные визиты: инфаркты, инсульты, кровотечения. И здесь мобильность и быстрота реакций приобретают особое значение. Накануне Дня медицинских работников корреспонденты «Р» подежурили с командой профессионалов.

Спасатели отпускают медиков: жертв, к счастью, нет

Тут нужен характер

Пожилой женщине с аритмией ставят капельницу прямо в машине.
С врачом бригады Еленой Павловой разговариваем под тревожный вой сирены скорой, которая отправляется на очередной экстренный вызов. Работа моей собеседницы требует серьезной выносливости. Это 24 часа в сутки в разных погодных условиях. Кроме того, необходима импровизация, ведь стандартных ситуаций нет, как нет и ожидаемых реакций. 

— Человеку может стать плохо на улице, во время спортивной игры, в квартире. Случаются чрезвычайные происшествия.

Елена Павлова на подстанции с 2006 года. До этого трудилась в поликлинике и стационаре. Затем быстро и с удовольствием влилась в новое для себя дело, когда спасаешь пациента, находящегося уже на границе с иным миром. Опыт терапевтической работы стал серьезным подспорьем. И сегодня работа для нее в радость. 

Бригада интенсивной терапии выезжает на сложные визиты: инфаркты, инсульты, кровотечения, где важны мобильность и скорость реакций. 

— Наша задача — сохранить человеку жизнь. По возможности стабилизировать состояние так, чтобы у него хватило ресурсов доехать до приемного покоя, и даже в случае заминок на дороге он должен выдержать до больницы. 

Сотворить чудо 

Сегодня Елена Павлова с фельд­шерами спасла нескольких больных с аритмией, онкологическую пациентку, которая потеряла сознание на Комаровском рынке, человека в предынфарктном состоянии с прогрессирующей сердечной недостаточностью. Но врачи не боги, пациенту не всегда удается помочь. 

Фельдшер бригады Алина Лагутко рассказывает, как недавно на вокзале умер мужчина. Ее коллеги пытались реанимировать больного, но, увы, смерть на этот раз оказалась сильнее. 

— Я благодарна коллегам-фельд­шерам за любую помощь. Они профессионалы. К их мнению стоит прислушиваться. У человека одна жизнь, и, если он не взял на себя ответственность за свое самочувствие, я не могу сотворить чудо. Никто не может, — рассуждает философски Елена Павлова. 

Сотрудники скорой замечают, что в дни, когда меняется атмосферное давление, метеозависимые люди чувствуют себя хуже. Сегодня как раз такой день. 

— С утра вызовов пять к пожилым с давлением, аритмией, болью в грудной клетке. 

— Женщина в троллейбусе потеряла сознание, — сообщает врач. Бригада, не возвращаясь на подстанцию, направляется на новый вызов.

Пациентка потеряла сознание в троллейбусе.

Фельдшер Алина заранее готовит носилки, подключает дефибриллятор и включает кардиограф.  

Пассажирку аккуратно выводят на улицу и укладывают на носилки. Врач проводит обследование. Бригада оказывает первую помощь и транспортирует женщину в 1-ю городскую клиническую больницу. 

— Выходя из дома, почувствовала себя плохо, приняла бета-блокатор, снизила давление. А потом сорвался ритм, заболело в груди, — рассказывает медицинскую историю пациентки врач.

Скорая спешит на помощь.

Злачные места 

— Пожар, — передает с переднего сиденья в салон врач. И машина, мигая, мчится на чрезвычайное происшествие. 

Водитель Евгений аккуратно обходит пробки. Едем дворами, незнакомыми улицами, но это не самый короткий путь. Евгений старается выбирать наиболее свободную дорогу. На скорой он четыре года и умеет выруливать в разных дорожных обстоятельствах. Говорит, работа в разы напряженнее, чем на трассе.  

Приезжаем на пожар. Языков пламени не видно, но дымом тянет. Спасатели пробуют зайти с двух сторон — из окна пятого этажа и в дверь, которую упорно никто не открывает. Зеваки всплескивают руками, мол, сосед-алкоголик опять учудил. Живой ли? Несколько дней не показывался. Сотрудники МЧС сигнализируют медикам, что все хорошо. А что же в тревожной квартире?

Найти источник дыма.

«Пострадавший» в недоумении все-таки впустил спасателей. На плите дымилась еще целая кастрюля. У дивана, где минуту назад беспробудно спал хозяин, выросла гора бутылок. К счастью, на этот раз обошлось без жертв. 

В перерыве между вызовами Елена Павлова замечает, что за этот год ухудшилось психическое здоровье у населения. Коронавирус сделал свое дело. 

— У кого-то гипервнимание к своему состоянию. Кто-то бесконечно меряет сатурацию, и отклонение в одну единицу вызывает истерику. Другому нужно лечить ногу, чтобы не довести до ампутации, а он не идет к врачу, потому что боится инфекции.

Быстрота реакций особенно важна.

Как вы сами встретили пандемию? — интересуюсь у собеседницы. 

— Все было непросто. Нам всем нужны результаты, в том числе и нашей работы. Это всегда содружество всех ведомств и систем. Количество визитов увеличилось. Время на их обслуживание тоже, потому что мы работаем в костюмах. Нет быстроты и маневренности. Даже послушать сложно. Спасибо администрации за возможность чередования и перерывов. У меня был график, когда я могла восстанавливаться. 

Очень много пациентов, которые благодарят за работу. Сейчас с визита вернулась, мне сказали: какое счастье, что вы есть, мы вас любим. 

Взаимодействие с доктором строится на доверии. И не каждый способен доверять первому прибывшему. Люди могут переспрашивать назначение, уточнять степень моих знаний. 

— У них хватает на это сил? — недоумеваю и понимаю, что, наверное, у таких пациентов все еще не совсем плохо. 

— Инфаркты и инсульты могут быть на разных стадиях с разными масштабами. Есть пациенты, которые в принципе никому не доверяют: возможно, была какая-то травма психологическая. А в течение этого года неадекватные реакции встречаются чаще. 

И слова Елены Павловой будто предвосхищают последний визит. На остановке скорой дожидается парень. Вызов сделал прохожий. Кстати, мои собеседники замечают, что народ у нас неравнодушный. Похоже, пострадавший порезал себе лезвием руку. Кулаки у него на старте: пациент подрывается со скамейки и грозится избить. Бригада успокаивает его, фельдшер бережно перевязывает раны. Парень рассказывает, что накануне поругался с мамой. 

Но бывают сюжеты и позакрученнее. Водитель рассказывает: группа медиков выезжала как-то на попытку суицида в метро. Подросток шагнул под первую электричку на одной из станций. Накануне ночью умерла его мать, за которой  он  отчаянно  ухаживал,  и у парня сдали нервы. Но медики не позволили негативным эмоциям возобладать: парень жив-здоров, пришел в себя и сумел справиться с депрессией. У бригады в противниках серьезные болезни и обстоятельства, но, к счастью, зачастую в этой схватке побеждает группа профессионалов, на стороне которых здоровье и жизнь.

Электрокардиограмма подтверждает ИБС.

КОМПЕТЕНТНО

Людмила Муравьева, заместитель главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи г. Минска:

— За сутки по городу регистрируется от 1800 до 2000 вызовов скорой помощи. Десятки визитов приходятся на пациентов с симптомами ковида. За прошлый год на станцию поступило 650 000 вызовов от разных больных.

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter