Заместитель министра Людмила Нижевич комментирует два важнейших для аграриев президентских указа

Спасательный круг для банкротов

Заместитель министра Людмила Нижевич комментирует два важнейших для аграриев президентских указа


НЕПЛАТЕЖИ и задолженности ряда сельхозпредприятий — одна из самых наболевших проблем последних лет. Когда финансовое состояние хозяйства близко к критическому и нормальную работу наладить уже невозможно, спасательным   кругом, как это ни парадоксально, может стать антикризисное управление или процедура  банкротства. 



Известно, что некоторые из нас, не очень-то разбирающиеся в экономике, финансах и их инструментах, само слово «банкротство» воспринимают как некую катастрофу. Между тем это очень эффективный способ устранения долгов, и применяется он тогда, когда другие меры не дали нужных результатов.

Подробнее о некоторых механизмах и новшествах антикризисного управления, прописанных в Указе № 253 от 4 июля «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций», — в продолжение комментария («СГ» от 7 июля) заместителя министра Людмилы НИЖЕВИЧ.

— Людмила Ивановна, что ожидает сельхозорганизации, в отношении которых будет применено антикризисное управление?

— Что касается группы хозяйств, в отношении которых будут применять антикризисное управление, то здесь также предусмотрен перечень подходов, которые должны восстановить их платежеспособность. 

Согласно Указу № 253 все организации, отнесенные в группу устойчиво неплатежеспособных и у которых на 1 июля 2016 года неплатежеспособность приняла устойчивый характер, должны быть рассмотрены на комиссиях при соответствующих государственных органах и организациях.

Сельхозпредприятие готовит для рассмотрения бизнес-планы, подготовленные с применением мер досудебного оздоровления, а комиссия по итогам рассмотрения делает заключение о достаточности либо недостаточности мер и мероприятий, включенных в бизнес-план, для выхода организации на эффективную работу. 

Если меры досудебного оздоровления недостаточны для выхода на эффективную работу, комиссия может рекомендовать госорганам инициировать в отношении этого хозяйства процедуру антикризисного управления (банкротства). На основании рекомендаций комиссий и предложений райисполкомов госорганами выносится окончательное решение в форме проекта постановления Правительства. 

— Стоит ли опасаться нашим аграриям самого понятия «банкротство»?

— Процедуру его в Беларуси регулирует Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Банкротство — это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда. Опасаться этого совершенно не стоит, потому что основная цель банкротства — восстановить способность предприятия оплатить долги (санация) или ликвидировать его с удовлетворением требований кредиторов за счет активов. Опять же банкротство способно произвести реструктуризацию долгов должника. Другими словами, грамотные действия помогут хозяйствам рассчитаться с кредиторами и улучшить свое финансовое положение. 

Надо сказать, по действующему законодательству процедура банкротства сельхозорганизаций, с учетом специфики их деятельности, занимала очень много времени. Указом № 253 установлены особенности проведения этой процедуры в отношении сельхозпредприятий. Она проходит под контролем экономического суда, который начинает процедуру экономической несостоятельности (банкротства) должника и назначает антикризисного управляющего. Он и будет в дальнейшем основной фигурой процедуры экономической несостоятельности.

— Антикризисный управляющий: кто он и каковы его полномочия? Кто готовит подобных специалистов?

— Сегодня у нас недостаточно грамотных менеджеров со знанием сельхозпроизводства. Очень серьезно стоит вопрос их подготовки. Хотя работа ведется, в том числе в Горецкой сельхозакадемии, где состоялся первый выпуск. 

Антикризисный управляющий — менеджер высочайшего класса, который может провести анализ хозяйственной деятельности сельхозпредприятия, выявить слабые и сильные места и выработать ряд мероприятий, позволяющих выйти из кризиса с минимальными потерями.

Антикризисным управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной или предпринимательской деятельности. Он анализирует работу сельхозорганизации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и тому подобное. Это своего рода посредник между должником и кредиторами. 

Некоторые неплатежеспособные хозяйства придется ликвидировать. В этом случае антикризисный управляющий получит право снижать с учетом мнения кредиторов стоимость имущественного комплекса. Надо понимать главное: процесс будет управляемым, прозрачным и контролируемым. Стоит задача не раздробить сельхозпредприятие, а передать его новому собственнику имущественным комплексом. То есть речь идет об управляемом банкротстве, цель которого — сохранить сельхозпроизводство, трудовой коллектив и, конечно же, обеспечить эффективность производства. 

— В Указе прописаны какие-то новые подходы и нормы?

— Процедура антикризисного управления будет идти в сочетании с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», но есть определенные новшества. Будет несколько сокращен защитный период. В соответствии с Законом он устанавливается в течение трех месяцев, по Указу — месяц. Далее, антикризисным управляющим разрешена внутренняя оценка имущества, которая должна быть проведена не позднее 45 дней со дня вынесения определения суда об открытии конкурсного производства. Оно предусматривает либо санацию, либо ликвидационное производство. 

Санация будет проводиться в течение 36 месяцев, но при необходимости срок можно увеличить еще на 24 месяца. То есть пять лет дано на то, чтобы хозяйство начало нормально работать. Руководителям, которые в течение этого времени выведут его на эффективное прибыльное производство без долгов, с согласия Президента будет передаваться пакет акций в размере 25 процентов + 1 акция. Кроме того, Указ № 253 предусматривает передачу активов неплатежеспособных сельхозорганизаций эффективному собственнику. Если предприятие в течение трех лет было прибыльным, оно продается за 100 процентов стоимости чистых активов, если из этих трех лет один год был для него убыточным, то за 80. Два года с убытками подразумевает продажу за 50 процентов стоимости чистых активов. Если все три года этот показатель был отрицательным, то организация может быть продана за одну базовую величину. 

По упрощенной процедуре будет проходить и ликвидационное производство. Его срок может быть продлен экономическим судом, но не более чем на три месяца. 

— Людмила Ивановна, возникают сомнения по поводу большого количества желающих купить хозяйство с миллиардными долгами…

— Учитывая то, что имущество сельхозпредприятий обременено долгами, его продажа значительно упрощена, причем оно может быть продано как по конкурсу, так и на аукционе. Антикризисному управляющему под контролем кредиторов, конечно, предоставляется самостоятельное право снизить на торгах его стоимость до 80 процентов первоначальной цены. Основная задача — продать хозяйство как единый имущественный комплекс, но торги будут проводиться с понижением цены. Устанавливается шаг в 20 процентов. И здесь есть существенная оговорка. Понижение цены на 80 и более процентов идет только по согласованию с кредиторами. Еще раз повторю, хозяйство продается как единый имущественный комплекс. Если определенному инвестору не нужно, скажем, какое-то здание, сооружение или, говоря попросту, трактор, то антикризисный управляющий по согласованию с кредиторами может выставить его на торги отдельно. 

— Нет ли здесь опасности продажи имущества хозяйства по частям?

— Ни в коем случае. Принципиальный момент заключается в том, что хозяйство продается как единый имущественный комплекс. Проще говоря, нельзя коров продать отдельно, технику отдельно. Указ направлен прежде всего на сохранение сельхозпредприятия и занятости работников. Если кадры будут высвобождаться, то Указом Президента предусмотрены меры по их трудоустройству. 

— Какие еще предусмотрены меры для привлечения эффективного собственника, ранее не применявшиеся у нас в стране?

— Конвертация требований кредиторов, кроме банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь», в акции дополнительного выпуска. Иными словами, у кредиторов появилось право взамен долгов стать полноправным акционером сельскохозяйственной организации. Указ предусматривает в то же время замещение активов хозяйства. То есть на базе определенного хозяйства могут создаваться те или иные имущественные комплексы в виде унитарного предприятия либо хозяйственного общества. 

— Как все это объяснить простым языком, чтобы поняли и доярка, и комбайнер?

— Допустим, в объединенном сельхозпредприятии наиболее успешно работают ферма, мехдвор или другой объект. Они эффективны и способны к самостоятельной прибыльной работе. Тогда по согласованию с кредиторами регистрируется новое юридическое лицо, и этот объект в данном случае продается без долгов. Продается его имущество, замещаются активы, полученная выручка идет кредиторам на погашение долгов. 

— Значит ли это, что появляется возможность обособления как отдельного юридического лица, скажем, фермы, которая наиболее эффективна с экономической точки зрения?

— Да. Но выручка пойдет на погашение обязательств перед кредиторами. Следующий отличительный момент. Внесение вкладов в сельхозорганизацию третьими лицами. Указ также предусматривает и передачу имущества хозяйства в коммунальную собственность, где местным Советам депутатов в случае необходимости рекомендуется принимать решение по объектам жилищного фонда, социальной сферы. 

В целом же предлагаемые инструменты реально обеспечивают сохранение сельхозпроизводства и создают на предприятии условия для эффективного менеджмента. 

Следует отметить, что в течение всего срока реализации Указа Минсельхозпродом и облисполкомами будет проводиться постоянный мониторинг работы данных организаций. 

— Людмила Ивановна, благодарю вас за полезный и актуальный разговор.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter