Спасатели летят на помощь

Завтра самая жаркая пора года официально заканчивается, но о завершении пожароопасного периода пока говорить не приходитсяИзнуряющая 35-градусная жара, которая последние недели испытывала на прочность и наше здоровье, и самочувствие окружающей среды, похоже, ушла из Беларуси надолго. Но если жители страны могут, наконец, вздохнуть с облегчением, то о природе того же сказать пока нельзя. Уровень пожароопасности, который ровно неделю назад во многих районах оценивался как очень высокий, немного спал, но белорусские леса и торфяники до сих пор готовы вспыхнуть при любом неосторожном с ними обращении. Как говорят сами спасатели, масла в огонь добавляет наличие сильного ветра при сухой погоде: любой начавшийся пожар может превратиться в стихийное бедствие в считанные часы, а то и минуты, если вовремя не остановить огонь. Чтобы не допустить хотя бы намека на повторение греческих огненных “страстей” в нашей стране, белорусские спасатели предпочитают потратить лишние силы для ранней “диагностики” пожаров. За тем, как это делается, лично наблюдали корреспонденты “НГ”.

Нам сверху видно все — ты так и знай!
Спасательная статистика показывает, что около 80 процентов всех лесных и торфяных пожаров, которые происходят на территории нашей страны, обнаруживаются во время авиационных облетов. Такой способ обнаружения огня затратный, но в условиях белорусских лесов — самый эффективный, поэтому летом ставка делается именно на “вид сверху”. Именно благодаря авиации, спасателям и специалистам “Беллесавиа” совместными усилиями удалось снизить количество и уменьшить масштаб пожаров (если еще лет десять назад лесной пожар на 10 гектарах был обычным делом, то сегодня основная масса возгораний редко превышает 1 гектаров).
Сегодня обнаружением лесных пожаров занимаются 12 авиаотделений МЧС, в распоряжении которых 9 самолетов Ан-2, 8 вертолетов Ми-2 и 4 самолета Ил-103. Чаще всего в белорусском небе можно увидеть вертолеты — небольшие Ми-2. Патрулирование, как правило, начинается в начале апреля и заканчивается в конце октября, при этом необходимость вылета вертолета определяет еще и погода. У спасателей есть своя градация, которая отражает класс пожароопасности — чем суше и жарче за окном, тем нужнее в небе авиатехника. Впрочем, практика последних лет показывает, что такие пожароопасные условия белорусская погода “создает” все чаще и чаще.
— Когда погода жаркая и сухая вертолеты вылетают практически каждый день, особенно ближе к выходным дням, — подводит нас к уже готовому к вылету Ми-2 летчик-наблюдатель Минского областного отделения “Беллесавиа” МЧС Роман Гацуро. — За несколько часов полета мы успеваем осмотреть пять-шесть районов. Как только видим пожар,  тут же сообщаем о возгорании, его площади и сложности в ответственное за территорию лесохозяйство. Дальше — дело за оперативностью.
Ноль пожаров — это фантастика
На мой робкий вопрос: “А что, если ни одного пожара не застанем?” экипаж нашего Ми-2 только засмеялся: в такую погоду и ни одного пожара? К сожалению спасателей, это из области фантастики.
Правота профессионалов подтвердилась уже через полчаса полета — в Борисовском районе. Потом еще через какое-то время —
недалеко от Марьиной Горки. А потом еще четыре раза в разных районах Минской области. Горело все, что только горит в августе: лес, торфяник и даже небольшое поле. Рассмотреть пожары во всей “красе” не помешали ни марево, образовавшееся в воздухе из-за высокой температуры, ни наша скорость в 150 км/ч. Вертолет поднимается на высоту всего около 500 метров, заметив пожар, опускаемся еще ниже, чтобы увидеть все “подробности”. Например, на одном из пожаров в районе Марьиной Горки мы заметили тушащих огонь людей: кто-то успел заметить пожар с земли и начать борьбу с огнем. Но даже в этом случае летчик-наблюдатель связался с лесничими и подробно сообщил координаты ЧП: они совместно со спасателями решат, достаточно ли имеющихся сил для тушения пожара или стоит прислать дополнительную помощь.
— Сверху многое можно заметить, — вспоминает пожароопасные “картины” Роман Гацуро. — Тот же несанкционированно разведенный в лесу костер, за который полагается приличный штраф. Пару лет назад увидели, как в поле трактор загорелся.
А вот как горит лес — особенно его верхушка, лучше вообще никогда не видеть. Потому что спасатели знают, какие это имеет последствия. Начать хотя бы с того, что тушить такие пожары очень сложно — только с помощью авиации. Вертолеты или самолеты черпают в подвешенные к ним “котлы” воду и обрушивают эти тонны на горящий лес. Но даже если пожар потушен, жертв все равно остается много. Кроме самих деревьев, гибнут и зверушки, и насекомые, которые не успели убежать от огня. При этом, отмечают лесничие, выжженная флора и фауна восстанавливаются очень медленно и неохотно.
Кто виноват и кого наказать?
— Пожароопасный период этого года уже перешагнул середину, однако повода ослабить внимание к проблемам лесов и торфяников спасатели-пожарные не видят, — прокомментировала пресс-секретарь Минского областного управления МЧС Анастасия Клебан. — Только с начала августа в столичной области произошло более 120 таких пожаров. Если говорить о Минской области, то самыми проблемными районами всегда были те, что прилегают к столице. Здесь сказывается человеческий фактор. Традиционно под особо пристальным вниманием также Пуховичский и Любанский районы, где 70 процентов площади — торфяники.
Любой выпушенный из-под контроля торфяной пожар может перерасти в настоящее бедствие. Торф может тлеть на нескольких метрах в глубину, оставаясь практически целым на поверхности и образовывая самые настоящие ловушки-прогары. Известны случаи, когда в такие образовавшиеся прогары попадала техника и люди. Кроме того, на тушение торфяника необходимо в несколько раз больше и времени, и воды, и средств, и сил, чем на тушение лесного пожара.
Впереди страны всей
Если окинуть взглядом сверху всю нашу страну сразу, то самой пожароопасной будет выглядеть Гомельская область. На днях спасатели и лесники даже определили более конкретную территорию — Октябрьский район. В лесах этого региона уже очень долго не было дождей, из-за чего деревья изрядно подсохли и превратились, грубо говоря, в потенциальные дрова. Учитывая возможность большого количества пожаров, этим местам присвоили самый высокий — пятый класс опасности. Для простых людей это, может, ничего и не означает, зато спасателей заставляет вдвое внимательнее относиться к “пятой” территории — особенно к ее сосновым участкам. Поэтому сейчас лесные предприятия Гомельщины работают буквально круглосуточно, над районами постоянно летают вертолеты. Любопытный факт: в эти же дни в прошлом году (тогда пожароопасность была значительно ниже) на Гомельщине леса и торфяники горели значительно чаще, чем сейчас. Сами спасатели говорят, что все дело именно в мерах предупреждения.
Лес — как зона повышенной опасности
Кстати, если говорить о профилактике, то активнее всех в этом году оказалась Минская область. Из-за близости столицы и большого количества горожан, которых каждые выходные тянет на шашлыки, у областных спасателей всегда было много работы. В этом году облисполком еще до наступления продолжительной засухи выдал документ, которым “закрыл” леса для массового посещения. Хотите шашлыков — езжайте на специально оборудованные туристические поляны. Правда, такая мера показалась несколько жесткой: ведь черника-брусника тоже пришлась на жару. Поэтому недавно областные власти несколько изменили выданный в начале лета документ, предусмотрев открытие и закрытие лесов в зависимости от погодных условий.
Лесные правила действуют и сейчас, поэтому, если на будущие выходные вы собрались в лес на шашлыки, то предварительно позвоните в лесхоз потенциального места пикника и уточните, где и когда там можно разводить костер. Это важно не только в целях безопасности — как лично вашей, так и лесной, — но и с точки зрения сохранности кошелька. Поскольку последствия и затраты на тушение каждого пожара оцениваются весьма приличными суммами, провокаторы возгораний наказываются соответствующим образом. И еще помните — сверху вас всегда видно!

Чтобы шашлык не “вылез боком”

Так уж устроены люди, что о последствиях своих необдуманных действий начинают задумываться только после того, как их “застукали” на месте. “Народная газета” позаботилась о спокойствии вашего отдыха и узнала обо всех “преступлениях и наказаниях”, о которых следует знать каждому, кто отправляется в лес. Чтобы смотреть на пролетающий над вами вертолет спасателей со спокойной совестью, запоминайте:

— За нарушение правил пожарной безопасности в лесах и на торфяниках либо запрета на их посещение можно получить штраф до 775 тысяч рублей. Если же ко всему прочему был нанесен ущерб природе, то карательная сумма может увеличиться до 1,5 миллиона рублей. Не исключено также и наказание в виде выплаты компенсации за выжженный лес, торфяник и затрат на их тушение.
— За такое распространенное нарушение, как разжигание костров в запрещенных местах, Административный кодекс предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа до 372 тысяч рублей. При этом, напоминают специалисты, степень наказания будет зависеть от многих факторов: где именно вы развели костер, нанесли ли природе урон, в первый ли раз вас застали за этим занятием.
— Ужесточена “кара” и за такою “вредную привычку”, как самопал: выжигание сухой травы на полях или непринятие мер по ликвидации пала может стоить штрафа в размере от 310 тысяч до 1,2 млн рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter