Перед распутицей спецназ МЧС тренируется управлять судном на воздушной подушке

Спасатели быстрого реагирования

Спецназ МЧС на льду и под водой вместе с корреспондентом «СГ» отрабатывал экстремальные ситуации


ПОКРОВ на реках еще довольно крепок. Однако тепло уже идет. А там и до весеннего разлива недалеко. Спасатели должны быть наготове, ведь нередко потоки воды отрезают от большого мира целые деревни, а то и смывают мосты. Не обходится и без жертв льда — вот только что в Слониме вытащили провалившегося под лед человека. «СГ» побывала на тренировке работников Республиканского отряда специального назначения (РОСН) МЧС — так называемого спецназа спасательной службы, готового выехать в любую точку на помощь людям.

«Марс-700» разгоняется до 70 километров в час на суше и воде.

Легкой воды на ласты!


По базе, расположенной на полуостровах посреди Цнянского водохранилища, идем с начальником Центра водолазно-спасательной службы РОСН Денисом Сосновским. Здесь водолазы тренируются практически ежедневно. Пока температура воды не опустится до 10—12 градусов — в «мокрых» костюмах, а как похолодает — в «сухих».


Начальник центра Денис СОСНОВСКИЙ

Сначала в специально оборудованной майне, то есть проруби, выпиливают намерзший за ночь лед. В это время водитель-водолаз Евгений Коцуба помогает правильно закрепить сигнальный конец. Это веревка, по которой с поверхности через подергивания и потрясывания будут передавать специальные сигналы старшему спасателю-водолазу Никите Рудаку. Общий вес снаряжения — до 36 килограммов. Температура плюсовая, и водолазу на воздухе даже жарко. Холод под водой он слегка ощущает сквозь костюм и перчатки, пальцы начинают мерзнуть примерно через час после погружения. Спустившегося вниз спасателя обязательно страхуют двое коллег.

— Отдыхающие, видя нас летом на пляже, часто шутят — водолазы, наверное, плавать не умеют, — делится наблюдениями Денис Владимирович. — К примеру, при обследовании прибрежной акватории мы заходим под воду в специальных утяжеленных «ботах» — один весит шесть килограммов. Реже надеваем ласты.

За безопасность отдыхающих на пляжах Цнянки отвечает ОСВОД, но зачастую спасатели выручают и по месту основного базирования. Так вышло и минувшим летом. Услышав крики о помощи, Евгений Коцуба с коллегой Дмитрием Барановским спасли двоих тонувших.

Майна свободна, снаряжение готово. Для тренировки спасатель-водолаз погружается в ледяную воду на сигнальном конце, хотя в распоряжении центра имеются современные водолазные станции быстрого развертывания. Благодаря новой технике с тем, кто ушел под воду, постоянно можно разговаривать по телефону, корректируя его действия. Еще один плюс — баллоны для дыхания меняют на берегу, так время работы увеличивается. Однако запасной баллон с воздухом надевают всегда. Спецназовцы МЧС натренированы: могут провести при погружении до трех минут без воздуха.

Один водолаз готов немедленно прийти на помощь другому при спуске

— Легкой воды на ласты! — желают товарищу перед погружением. Еще одно типично водолазное пожелание — «Равного числа!». Имеются в виду погружения и подъемы на поверхность.

На дне и телегу нашли


Вода в Цнянке зимой прозрачная — видимость 3—4 метра. В среднем глубины озер и рек не превышают 8—10 метров. Однако водолазы готовы и к более серьезным спускам. Помимо обычных тренировок, проводят «сухие погружения» в специальной барокамере. 

Снегоход позволяет быстро добраться до пострадавших

— Рыбу мы не видим, она боится пузырей выдыхаемого воздуха, да и отвлекаться от задания нельзя — зрение настраивается на поиск конкретного предмета, — комментирует один из самых опытных сотрудников, обладатель редкой квалификации водолазного специалиста Сергей Постоялкин. — Прежде всего наша задача — спасать людей. Самое обидное, когда окружающие звонят в МЧС слишком поздно. Однажды мы приехали на вызов об утонувшем мальчике и нашли его буквально в течение нескольких минут, но было поздно…


Водитель-водолаз Евгений КОЦУБА

Многие задачи по плечу только этому спецназу. Именно они рискнули обследовать обвалившийся в 2008 году железнодорожный мост в Витебске. На Западной Двине начинался ледостав, сильное течение, муть и огромные куски металлических конструкций... И все же Сергей Постоялкин первым пошел под воду. С задачей отряд справился. Квалификация позволяет некоторым специалистам отряда даже резать специальной сваркой под водой разнообразные конструкции, обслуживать гидротехнические сооружения и многое другое.

Не обходится и без курьезов. Чего только не оставляют наши люди на дне! Находили чугунки, ухваты и другую ненужную сельчанам утварь, бесчисленное количество резиновых покрышек, пластмассовых бутылок, пакетов и даже… целую телегу. При необходимости водолазы помогают правоохранительным органам. В прошлом году преступник признался, что орудие убийства выбросил в небольшой водоем в Колодищах. Сотрудники Следственного комитета попросили «спецназовцев» МЧС достать улику. Нашелся не один, а несколько ножей…

«Марс» нужно почувствовать


Вторую часть тренировки проводим на льду — спасателей уже ждет семиместный катер на воздушной подушке «Марс-700». Напоминает водный вездеход — перемещается и по суше, и по льду, пригоден и в весеннюю распутицу. Именно на подобных судах несколько лет назад во время разлива в Петриковском районе спасатели помогали сельским жителям и привозили продукты в магазины. За руль садится командир отделения Михаил Усков. Поворачивая рычаг газа — именно так, педалей в «воздушном» судне нет, — Михаил Викторович вспоминает, как подобным образом вывозил из полузатопленной деревни беременную местную жительницу в больницу.

Мы легко перескочили снежные наносы на перешейке между водоемами. Кажется, сидящий неподалеку рыбак был слегка шокирован пролетающим мимо агрегатом. Скорость по суше и воде — до 70 километров в час.

Автомобиль спасателей специально переоборудован, чтобы в мороз можно было надеть термо-белье и костюм, не выходя из салона

Между прочим, рыболовы, особенно во время весеннего таяния льда, довольно часто погибают из-за неправильной экипировки. Спасательный жилет, длинная веревка, крючья — без них поход на тихий отдых лучше не затевать, в очередной раз напомнил начальник Центра водолазно-спасательной службы РОСН. Специалисты центра, кстати, не только обучают спасателей из регионов доставать провалившихся под лед, но и регулярно выезжают в командировки, устраивая учебные проверки другим подразделениям и исправляя их ошибки.

Руль вручают мне в руки, мол, «Марс» нужно почувствовать. Действительно, он реагирует на движения «капитана» очень чутко. Парковаться приходится осторожно — заднего хода и тормозов у катера нет.

В это время водолазный специалист Олег Степук и спасатель-водолаз Константин Полевиков делают несколько маневров на льду на новеньком снегоходе с санями. На вооружении он всего месяц, но уже пригодился. Работники МЧС помогали сотрудникам милиции транспортировать погибшего из леса, куда невозможно проехать на автомобиле из-за глубокого снега. Его намерены применять при быстрой эвакуации пострадавших и для подвоза продуктов.

СПРАВКА «СГ»

Республиканский отряд специального назначения (РОСН) — подразделение по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь центрального подчинения МЧС. Создан в 1991 году для эффективного реагирования на наиболее сложные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории страны. Это утечки опасных химических веществ, радиационные аварии, обрушение зданий, происшествия на акваториях... В числе задач — международные спасательные операции. Поисково-спасательный отряд, созданный на базе РОСН, аттестован по стандартам Международной консультативной группы ООН по поиску и спасению (ИНСАРАГ, INSARAG). Способен проводить сложнейшие операции при разборе завалов и по спасению пострадавших в двух отдельных местах одновременно. В 1999 году после создания профильного МЧС РОСН стал его частью. Специалисты отряда совершили 5 тысяч боевых выездов. 

yasko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter