Календарь и традиции: 13 - 19 августа 2018 года

Спас — шчодры час

В традиционном народном и религиозном календарях наступающая неделя отмечена сразу несколькими значимыми и яркими праздниками. И все они сопровождаются щедрыми дарами, полученными от трудов человека. Неделю эту так и называли — «Спасаўка–ласаўка». И первый праздник 14 августа — Спас Медовый (Мокрый, Маковей — в зависимости от региональных традиций). Праздник действительно очень «вкусный»: к этому дню пчеловоды подрезали, заламывали соты и, выбрав самый лучший и большой кусок, несли его в церковь — «на помин родителей». Ароматный, золотистый мед непременно освящали в храме как великий дар природы.

Фото  ОЛЬГИ  ПАК.

Мед — один из древнейших продуктов в питании людей. В индоевропейской мифологии он символизировал источник мудрости, обновление жизни. Считалось, что пчелы роятся у самого ствола «мирового древа», на котором выступает медовая роса. Мед занимал важное место в свадебной обрядности: молодой невесте обмазывали губы медом, медом обливали ее свадебный венок и расчесывали волосы жениху и невесте. По приезде молодых в дом свекровь встречала невестку и своего сына хлебом с медом.

Обычно, когда пчеловод откачивал мед, при этом непременно присутствовали зрители — детвора, которую обязательно угощали свежим лакомством. Жадничать нельзя ни в коем случае — во–первых, неприлично, некрасиво, а во–вторых, наказуемо: пчелы переведутся. На сам Медовый Спас, по сложившейся традиции, пчеловоды везли мед в госпитали, больницы, приюты, одаривали медом друзей — ведь «Спас — шчодры час у нас». И, пожалуй, только в Беларуси традиционно ели свежий мед со свежими огурцами и хлебом, часто также уже испеченным из муки нового урожая. На Спас хозяйки готовили тоненькие, как кружево, блинчики и подавали их со свежим медом.

Еще на новом меду готовили медовуху — легкий алкогольный напиток, им также угощали всех. При приготовлении в мед добавляли хмель, ягодные соки. Готовый продукт заливали в бочечки и выдерживали где–нибудь в погребе неделю–другую. Для получения более крепкого варианта вовсе закапывали в землю на несколько месяцев. Такой напиток варили для важных храмовых праздников, календарных и семейных торжеств. Медовуха долго хранилась, не теряя вкуса. Белорусские медовары славились умением приготовления медовых напитков с различными вкусовыми оттенками. Во времена Средневековья мастера–медовары даже составляли особую категорию населения.

«Мокрым» Спас называли, оттого что в этот день совершали крестные ходы к рекам, озерам, но больше всего — к известным целебным источникам. Водой из них умывались, купались в ней и обливали ею друг друга, не обижаясь. Считалось, так изгоняется всякая нечисть, болезни и недомогания.

Праздник — дело хорошее, но приходится он на самую горячую пору в сельском хозяйстве, так что «забыцца на справы» никак не получится: «Спас — усiм рабочы час». Начиная с первого Спаса повсюду разворачивались «кiрмашы», где шла бойкая торговля уже плодами нового урожая. Одновременно Спас открывал осенний цикл работ: сев озимых, сбор картофеля.

Со второй половины августа улетают на зимовку в теплые края ласточки и стрижи. Готовятся к дальней дороге аисты. По наблюдениям, если аисты улетят до Спаса — холода наступят рано, ранней будет и зима, правда, весна следующего года должна одарить ранним теплом.

16 августа — Антон–вихровей. По аналогии с погодой этого дня определяли характер предстоящего октября.

19 августа — второй Спас, Яблочный, — главный из трех Спасов. Во всех белорусских садах яблоня — главное дерево, и в день Великого Спаса яблоки несли освящать в церковь. Выглядело все очень торжественно, красиво и вместе с тем по–домашнему тепло и душевно.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter