Спас на Холсте

Православная Церковь 29 августа празднует день, когда из города Едесса в Константинополь был перенесен Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Событие это произошло в 944 году, а предыстория его дошла до нас из древнего предания.

Во времена проповедования Иисуса Христа правитель  сирийского  города Едесса Авгарь страдал от неизлечимой болезни — проказы. Рассказы о чудесах, которые совершал Господь, дошли до Сирии, узнал о них и Авгарь. Еще не видя Спасителя, Авгарь поверил в него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой исцелить его. Отправив с письмом своего живописца Ананию, он поручил ему написать изображение Иисуса. Когда Анания пришел в Иерусалим, увидел Господа в окружении множества людей, слушавших его. Став на высоком камне, живописец попробовал издали написать образ Христа, но у него ничего не получилось. И тут Спаситель сам позвал Ананию, передал ему для Авгаря небольшое письмо, обещая прислать своего ученика для исцеления. Затем Иисус попросил воды и холст — убрус. Умыв лицо, промокнул его холстом, и его лик отпечатался  на нем.

Письмо и убрус Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню. Еще до прихода обещанного ученика — апостола Фаддея (кстати, память которого отмечается 21 августа) — он почти излечился от страшной болезни, лишь на лице остались немногие ее следы.  Святой Фаддей крестил Авгаря и жителей Едессы. Нерукотворный Образ Иисуса Христа Авгарь украсил и установил в нише над городскими воротами, написав на нем: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится».

Много лет жители, проходя через ворота, поклонялись Нерукотворному Образу, пока один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, не надумал снять Образ. Но одному епископу было видение Господа и веление его скрыть это изображение. Придя ночью, епископ зажег  перед Образом лампаду и заложил нишу глиняной доской и кирпичами. Шли годы, и постепенно жители забыли о святыне.

В 545 году Едессу осадил персидский царь Хозрой. Когда положение города уже было безнадежным, епископу Евлавию явилась Богородица и велела достать Образ из замурованной ниши — он спасет город. Когда нишу разобрали, увидели Нерукотворный Образ и горящую перед ним лампаду. Такое же изображение оказалось и на глиняной доске. С Нерукотворным Образом был совершен крестный ход. Персидское войско отступило. Слава о Нерукотворном Образе распространилась по всему Востоку, и даже когда городом в 630 году овладели арабы, они не тронули святыню и не мешали поклоняться ей.

В 944 году император Константин Багрянородный решил перенести Образ в Константинополь и выкупил его у правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и письмо, написанное Авгарю, были перенесены духовенством. 29 августа (по новому стилю) Образ поставили в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

К сожалению, его дальнейшая судьба не совсем ясна. То ли его похитили крестоносцы в 1204 году, и корабль со святыней утонул в Мраморном море; то ли Образ передали около 1362 года в Геную, где он хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Известно, что с Нерукотворного Образа не раз происходили точные отпечатки, о чем рассказывают несколько преданий. Изображался Нерукотворный Образ и на знаменах войск как защита от врагов.

Особое почитание Православной Церковью этого праздника, этого события отразилось в иконописи: одна из наиболее распространенных икон — икона Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

В народе этот праздник называют Третьим Спасом, Спасом на Холсте, Хлебным, Ореховым. В это время обычно заканчивается уборка зерна. Благодарят Господа Бога за собранный урожай, начинается сбор орехов. До Третьего Спаса крестьяне завершали отбеливание домашнего полотна, из которого шили потом одежду, полотенца.

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?