СП ОАО “Кровля”: качество, доступная цена, современные технологии

Все это отечественному и зарубежному строительному комплексу предлагает предприятие в ОсиповичахПо мнению специалистов, ни одна более или менее значительная стройка в Беларуси не обходится без кровельных и гидроизоляционных материалов, выпускаемых СП ОАО “Кровля”, что в Осиповичах. Впрочем, продукцию этого предприятия хорошо знают и в Польше, Чехии, Словакии, Литве, Латвии. О причинах такой популярности, других факторах, способствующих успешной работе предприятия, беседуем с его директором Виталием Соколовым.

Виталий Вячеславович Соколов родился в 1975 году в Слуцке в семье военнослужащего. Среднюю школу окончил в Германии, куда отца перевели для прохождения дальнейшей службы в составе ограниченного контингента советских войск. Окончил Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. С 1998 по 2005 год работал в Москве в сервисных компаниях, где прошел путь от менеджера по продажам до генерального директора. Там же на базе Академии имени Плеханова получил второе высшее образование и степень магистра делового администрирования. В 2005-м вернулся в Беларусь: малая родина оказалась дороже златоглавой красавицы. С июня 2006 года — заместитель директора по коммерческим вопросам СП ОАО “Кровля”, с марта нынешнего года — директор.

От рубероида до полимерно-битумных материалов
— Виталий Вячеславович, что собой представляет СП ОАО “Кровля”?
— Изначально это был Осиповичский картонно-рубероидный завод, который начал функционировать в 1972 году. В нынешнем году предприятию исполнилось 35 лет. Один из пяти крупнейших заводов в своей отрасли на постсоветском пространстве. В период перестройки был акционирован. В настоящее время это совместное белорусско-британское предприятие.
На протяжении 35-летней истории у завода были и хорошие, и тяжелые времена. Серьезные испытания выпали на его долю в 2000—2005 годах. К счастью, они уже в прошлом и, будем надеяться, больше не повторятся.
Сейчас предприятие на подъеме. За последние почти два года в его развитие были вложены огромные средства. Объем производства новых перспективных материалов завод увеличил в три раза. По выпуску рубероида темпы не столь впечатляющие. Однако нас это нисколько не пугает. Дело в том, что белорусские архитектура и строительство оказались впереди всех на постсоветском пространстве: наш госстандарт запрещает “экипировать” кровли старыми материалами, так как срок их службы втрое и даже вчетверо короче срока службы новых материалов. Поэтому рынок современных полимерно-битумных материалов на негниющих основах объективно развивается гораздо быстрее.
— Каков ассортимент продукции предприятия и кем она востребована?
— В первые годы, понятно, это был только рубероид. Однако с 2000 года здесь стали осваивать новые наплавляемые материалы, так называемые биполикрины и кровляэласты. А рубероид выпускается для частного строительного рынка.
Сегодня ассортимент расширился очень сильно. Мы добавили такие марки, как унифлексы, элакромы, техноэласты, бикросты, кровляэласты и другие. Появилось много экспортных материалов, так как в последние два года завод активно осваивает европейский строительный рынок. Выпустили совершенно новый продукт — праймер (грунт для обработки основания перед укладкой кровельного ковра). В более удобоваримую для клиента упаковку разливаем битум. Если раньше его разливали в бухты по 50 килограммов, которые было крайне неудобно тащить на крышу, то теперь он разливается в 25-килограммовые крафт-пакеты, которые укладываются на поддон весом в тонну и с помощью крана легко поднимаются на кровлю. Следует подчеркнуть, что сами крафт-пакеты силиконизированные, хорошо отделяются от битума. Строители достаточно хорошо отзываются о нашей продукции.
— Каковы итоги работы предприятия за девять месяцев текущего года?
— Идем с перевыполнением практически всех доведенных нам показателей. Осталось подтянуть экспорт, темпы которого были немного снижены по вполне объективным причинам. По году наверстаем упущенное.
За морем телушка —полушка, да рубль перевоз
— Что вам хотелось бы усовершенствовать в деятельности предприятия?
— Меня настораживают отношения с отечественными потребителями нашей продукции. Вполне жизненную идею ухода от посредников на местах некоторые излишне ретивые руководители доводят до абсурда. Представьте: за 15 трубками рубероида громадный “МАЗ” гонят из Гродно в Осиповичи и обратно. Ведь такого расточительства не выдержит ни одна нормальная экономика. Вместо этого клиенту в Гродно всего-то и требовалось, что обратиться к нашему дилеру. Это никакие не перекупщики, это наши так называемые выносные отделы продаж. Только и всего.
Реализация продукции у наших дилеров на всей территории Беларуси осуществляется по ценам завода. Мы этот сервис активно развиваем. Заказчику даже к дилеру не надо гнать машину — завод доставит свою продукцию ему прямо по месту назначения.
Меня возмущает позиция нынешних СПК. И без того бедны, а еще гоняют технику туда-сюда. Ведь не зря говорят в народе: за морем телушка —полушка, да рубль перевоз.
— Насколько эффективна предложенная вами схема взаимоотношений с отечественным потребителем?
— Содержать собственный штат реализаторов нашей продукции для завода было бы разорительно. Наши дистрибьютеры всего лишь ищут контракты, сбрасывают нам заявки. Мы отгружаем продукцию, они получают свое комиссионное вознаграждение. Данная схема очень работоспособная это самый дешевый канал продаж. Мы исходим из того, что завод должен производить качественную продукцию и в нужное время в нужном количестве доставлять ее в нужное место. А профессиональными продажами должны заниматься профессиональные продавцы.
— Как далеко вы продвинулись в этом вопросе?
— До 2005 года у завода было три дилера. Объем продаж — на уровне 4,5—5 миллионов квадратных метров продукции в год. На складе при этом оставалось до 30 процентов нереализованных изделий.
Сегодня у нас 15 дилеров. Каждый из них отличается солидными объемами продаж. В Польше, например, дилером считается тот, кто реализует в год 100 тысяч квадратных метров кровельного материала. У нас же только одна линия выпускает за два дня 120 тысяч квадратных метров. Представляете, сколько необходимо продать?! Однако цену на свой товар мы не завышаем, так как существуют ограничения по стоимости. Основные же усилия сосредоточены на увеличении объемов продукции. За прошлый год нашими дилерами было продано 12 миллионов квадратных метров продукции.
По принципам “Тойоты”
— Актуален ли для вас вопрос реконструкции и технического перевооружения производства?
— Это один из краеугольных камней всей нашей работы. К примеру, мы поставили новую сверхмощную производственную линию. С помощью специалистов поменяли в ней программное обеспечение, и сейчас ежемесячно она способна выдавать
1,5 миллиона квадратных метров продукции, что значительно превышает все наши прежние достижения. При этом энергозатраты на единицу продукции не только не возросли, но и сократились.
Или другой пример. Наша устаревшая печка “съедает” 16 тысяч “кубов” природного газа в сутки. Ее КПД — 50 процентов. В настоящий момент проектируется новая котельная, где будет установлен термомасляный немецкий котел, у которого КПД — 87 процентов. Он сжигает только 10 тысяч кубометров газа, но обогревает больше потребителей, у него выше температура. Таким образом, при замене печки на масляный котел годовая экономия газа составит порядка 300 тысяч долларов.
Завод ориентируется на принципы работы всемирно известной японской компании “Тойота”, один из которых гласит: “Принимай решения на перспективу, на развитие, даже если это наносит ущерб твоим краткосрочным финансовым целям”. Примерно то же самое говорит производственникам и премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский: “Не покупайте самое дешевое. Покупайте самое эффективное”.
— Для любого производителя всегда важен вопрос себестоимости продукции...
— Мы серьезно боремся с увеличением затрат, стремимся к их снижению. Пока рентабельность невысокая. Но с наращиванием объемов эту тенденцию удастся преодолеть. Приходится учитывать буквально все. В частности, так называемую логистику реализации продукции. В СССР рубероид развозили по всей стране от Буга до Курилл, затрат никто не считал. Нормальная же логистика для рубероида, когда его доставка не является убыточной, — 500—700 километров. Нам в нашей сегодняшней работе приходится это учитывать.
Престижно работать на “Кровле”
— Престижно ли для жителей Осиповичей работать на “Кровле”?
— Думаю, да. Хотя в прежние годы все было совершенно по-иному: зарплаты малые, нагрузки большие. Особенно они возросли, когда завод вошел в состав корпорации “ТехноНИКОЛЬ”. Это было что-то вроде шоковой терапии.
Сейчас в психологии людей многое поменялось. Мы проводим собрания, возим наших работников на другие заводы компании, показываем, как и что можно и нужно делать. Многое удалось донести до сознания работающих. От этого и результаты нашей общей деятельности все более успешные. Соответственно растет и материальное вознаграждение за труд.
Текучесть кадров серьезно снизилась. У людей появился хороший стимул к работе — это их заработная плата. Не получка, а заработанная плата за труд.
Проводим обучение персонала, различные тренинги, семинары. Все это существенно помогает в работе. О лучших тружениках проявляем особую заботу. Устраиваем коллективные поездки в театр, на “Славянский базар”, другие массовые и зрелищные мероприятия. В этом году для десяти лучших работников и их жен завод оплатит путевки для отдыха в здравницах.
Заглянем в завтрашний день
— Каким вам видится завтрашний день СП ОАО “Кровля”?
— Первое — это активное закрепление на европейском рынке. Войти туда мы сумели, теперь предстоит закрепиться. Европа предъявляет очень большие требования к качеству, они гораздо выше, чем в Беларуси. Это касается упаковки, сервиса, постпродажного обслуживания. Будем усиленно работать в данном направлении.
Соответственно расширится ассортимент экспортных марок. С этой целью необходимо научиться быстро переналаживать свои линии. Есть также много неосвоенных марок для внутреннего рынка, которые мы могли бы предложить нашим потребителям: мостовые материалы и изоляционные материалы для метростроя, дорожников. Материалы для вентилируемых и зеленых кровель. За два-три года предстоит освоить порядка 20 новых марок.
Необходимо уделить еще больше внимания производительности труда. Мы и так за два года сделали скачок почти в 250 процентов по выработке на человека. Но это не предел. На аналогичном нашему заводе в Башкирии выработка составляет 100 миллионов квадратных метров, у нас — пока только 35 миллионов.
Закупаем и устанавливаем энергосберегающее оборудование. Переходим на обогрев с дорогостоящего пара на масляные теплоносители. У них более длительный срок эксплуатации, они дешевле. Так что и эту работу продолжим. В общем, впереди много производственных забот.

 Авторитетное мнение

Петр ШУКАЛОВИЧ, председатель Осиповичского райисполкома:
— На промышленной карте района СП ОАО “Кровля” выделяется по многим позициям. Это современное, высокотехнологичное предприятие, которое дает работу и хорошие заработки более чем тремстам жителям Осиповичей. Весом его вклад в пополнение районного бюджета, решение социальных программ.
Во главе предприятия находится команда высококвалифицированных менеджеров, которая эффективно использует имеющиеся резервы, умело направляет работу персонала на достижение поставленных целей. Желаю коллективу дальнейших успехов в производственной деятельности на благо каждого его работника и родной нашей Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter