Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Вместо мобильника сдам бутерброд». Готовы ли школьники расстаться на уроках с телефонами?

Созвонимся после уроков

Разрешить нельзя запретить. Вот уже много лет учителя, родители, школьники пытаются выяснить, где все-таки в этом словосочетании поставить запятую. Речь, как не трудно догадаться, о мобильных телефонах. Готовы ли ученики расстаться со своими гаджетами на время уроков? Не приведет ли это к другой крайности, когда дети будут сдавать вместо мобильников бутерброды, заводить вторую трубку или просто прятать? Чтобы это выяснить, мы отправились в гомельскую среднюю школу № 72.

Рисунок Анатолия Щеголева
28 первоклашек хором здороваются и синхронно встают. На вопрос «У кого из вас есть с собой мобильный телефон?» вверх взлетают только три руки. У Вани трубка современная, но довольно простая:

– Телефон нужен, чтобы звонить… ну, там… маме, папе. Игр у меня нету, интернета тоже.

У Жени смартфон чуть более навороченный, малышка спешит продемонстрировать его:

– Я уже хожу в школу сама, вместе с сестрой, она во втором классе. Мама говорит всегда звонить, когда в школу придем! 

– Играешь в игры на переменах?

– Ну, пару раз было…

Учительница Татьяна Лубская добавляет:

– Не больше, я объясняю детям, что в школе телефон нужен только для звонков.

У пятерых первоклашек на запястьях замечаю умные часы. Ульяна важно объясняет:

– По ним можно звонить. Сюда записываются номера мамы, брата… И есть приложение: голосом говоришь – номер набирается. 

Больше отвлекаться не на что – из «развлекательных» функций разве что шагомер. 

А так и родители в курсе, где ребенок, и «залипать» в телефоне первоклассник не будет.

Лежит на парте – так и хочется поставить лайк в «Инстаграме»

У пятиклассников ситуация противоположная – всего четверо ребят без смартфонов. У Андрея «звонилка» есть, но мама не разрешает брать с собой в школу:

– Потому что я люблю играть в стрелялки. 

– А если срочно надо с тобой связаться?

Андрей оборачивается к соседу на задней парте:

 – У Ильи в телефоне записан номер моей мамы. 

Ребята живут в соседних дворах и дружат с детского сада. Илья при необходимости выручает приятеля.

Обращаюсь к ребятам:

– Если вас попросят сдать телефоны, сильно расстроитесь?

Полина отвечает вопросом на вопрос:

– А можно будет иногда брать, чтобы позвонить?

Варя пожимает плечами:

– Лишь бы не украли!

В старших классах все с мобильниками

Но отказаться от мобильников в школе готовы не все. Кто-то предложил приносить два телефона, чтобы один сдать, а второй – оставить. Нашлись и те, кто рискнул бы сдать под видом телефона принесенный из дома… бутерброд.

У девятиклассников вопрос о наличии телефона вызывает общий смех. Здесь событием считается отсутствие трубки. 

У Ильи телефон не просто лежит на парте, от него в карман тянутся наушники. 

– Ну надо же звонить, играть, что-нибудь посмотреть.

– И во время самостоятельной?

– Нет! – вздыхает Илья. 

– А музыку на уроке тайком слушаешь?

Глаза у школьника становятся честными-честными:

– Нет!

Отказаться от мобильных 9 «В» единодушно не готов. Степан аргументирует:

– У нас сегодня первым уроком была белорусская литература. Читаем «Новую зямлю» Коласа. Произведение огромное! Мы же не можем все его распечатать, а на мобильник скинул – и работай на уроке с текстом. 

– Встречный вопрос: а о существовании библиотек слышали?
Иногда телефоны помогают в учебе

Класс начинает шуметь:

– Так в каждую не наездишься!

– Рюкзаки и так тяжелые!

– С мобильного читать проще.

– А когда вы последний раз звонили?

Оказывается, по своему прямому назначению мобильный никто из ребят сегодня не использовал. 

В соседнем кабинете у 9 «Г» урок истории. Класс МЧС, ребята в форме выгодно отличаются от сверстников, но на новость о потенциальной необходимости расстаться с телефонами реагируют таким же бурным отказом:

– Все, ухожу из школы! 

На умные часы игрушки не установишь

– А если станет плохо?

– Не хочу!

– Я буду нервничать, не отдам!

– А мне все равно, пусть забирают.

Богдан приводит еще один аргумент в пользу телефонов:

– Учитель на доске пишет, к примеру, даты. Сфоткали – и вот телефон на парте, в нем все видно.

Десятиклассник Антон также перечисляет плюсы использования мобильников:

– Калькулятор не многие с собой носят, а в телефоне он есть. Погуглить информацию – опять же берешь смартфон. А если какая-то чрезвычайная ситуация, срочно тебя нужно найти?

Не могу не заметить, что функцию звонков Антон назвал одной из последних. Парень парирует:

– Ну, у меня не так часто чрезвычайные ситуации происходят.

На уроках телефоны все стараются держать в кармане. «Проштрафился» сегодня только Андрей. Причина уважительная: парень занимается хоккеем, срочный звонок поступил от тренера.

Педагог-психолог Елена Сидорейко считает, что решение проблемы с мобильными в школе назрело давно:

– Сосредоточился не на уроке, а на телефоне – и получаем: «А? Я не слышал, повторите!» Нет ничего хорошего, что и на перемене ребенок утыкается в условные «танки». Он потом не может переключиться нормально с игры на урок. Это снижает и качество общения, и качество знаний. Старшеклассники часто пользуются мобильными, чтобы решать учебные задачи. И педагогу очень сложно после этого объективно оценить знания. Есть множество причин, почему нужно решать вопрос с телефонами. Но прежде всего об этом стоит задуматься родителям. Они обязаны объяснить ребенку, что техника должна приносить пользу, а не вред. 

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter