Созидать всегда трудно… 10-летие Союзного государства: итоги и перспективы

8 декабря исполнится 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Каковы итоги проделанной работы за прошедшие годы? В чем ее перспективы? Об этом «СВ» рассказала член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор юридических наук, профессор Татьяна МОСКАЛЬКОВА.
Союзное государство как уникальное интеграционное сообщество двух государств формировалось на крутом изломе истории российско-белорусского народа: крушение прежних идеалов, восстановление апробированного историей экономического уклада, в котором признается частная собственность, деполитизация всей системы управления, возрождение веры, церкви и главных духовных ценностей, разрушение классового подхода построения общества в целом –  в общем,   в условиях, говоря языком классиков марксизма-ленинизма, смены общественно-экономических формаций.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, ознаменованного распадом СССР, центробежные силы стремительно разъединяли вновь образованные государства – бывшие союзные республики, разрушая не только экономические связи и транспортные артерии между ними, не только основы военного и правоохранительного сотрудничества, включая прекращение действия Варшавского договора,
но также разрывая гуманитарное и социокультурное  пространство. 
 В этих условиях подписанные 8 декабря 1999 года Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства смогли переломить ситуацию и наметить долговременную перспективу выхода России и Беларуси на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. 
В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза.  
За прошедшие 10 лет сделано немало по сохранению и развитию отношений дружбы, сотрудничества и добрососедства Республики Беларусь и Российской Федерации, белорусов и россиян, созданию основ Союзного государства. 
Не смог помешать развитию российско-белорусских экономических связей и кризис, пошатнувший мировую экономику. По сравнению с серединой 90-х годов белорусско-российский товарооборот увеличился в семь раз и составил
34 млрд долларов. Сегодня чрезвычайно важно сохранить достигнутый уровень интеграционного взаимодействия, взаимовыгодной кооперации в области промышленного, научно-технического и регионального сотрудничества. 
 Еще одним ключевым моментом, который должен будет способствовать углублению отношений наших стран, стало принятие долгожданного решения о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. По мнению экспертов, суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза к 2015 году составит около 400 млрд долларов и обеспечит в комплексе к 2015 году рост ВВП трех государств на 15–20 процентов.
На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства 3 февраля 2009 года рассмотрен вопрос о взаимодействии Республики Беларусь и Российской Федерации в финансово-кредитной сфере, в том числе в вопросах расширения применения российского рубля во взаимных расчетах в двусторонней торговле. В целях реализации этих мер в настоящее время подготовлены проекты Соглашения о мерах по поддержанию объемов взаимного товарооборота и улучшению параметров платежного баланса Республики Беларусь и Соглашения о расширении применения российского рубля в расчетах между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации.
С подписанием 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге президентами А.Г. Лукашенко и В.В. Путиным Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании вопросов собственности Союзного государства она получила юридическое закрепление. Данное Соглашение ратифицировано государствами – участниками Союзного государства, что заложило  правовую основу для формирования реестра союзной собственности, созданной в рамках реализации совместных программ, и решения вопросов ее использования для осуществления целей и задач Союзного государства.
Бюджет Союзного государства имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту. В 2000 году он был сформирован в объеме 2,23 млрд российских рублей. В 2009 году доходная часть бюджета Союзного государства определена в сумме почти 4,9 млрд, т.е. за прошедшее десятилетие его номинальный объем увеличился более чем в 2 раза. Всего за 2000–2009 годы в союзном бюджете было аккумулировано и направлено на решение общих проблем Беларуси и России более 29 млрд российских рублей. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную, а также сферу обеспечения безопасности.
Расходная часть бюджета Союзного государства на 2010 год предусматривает финансирование сорока двух программ. Среди них есть и ряд новых, в том числе разработка нанотехнологий, создание материалов, устройств и систем космической техники и их адаптация к другим отраслям техники и массовому производству. В проекте бюджета Союзного государства на 2010 год в основном сохранена структура бюджетных расходов, значительная часть которых направлена на   фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на развитие  промышленности, энергетики, строительства, транспорта, связи, информатики, военно-техническое и правоохранительное сотрудничество, социальную сферу.
Республика Беларусь – самый последовательный и надежный внешнеполитический союзник Российской Федерации. В свою очередь, Российская Федерация неизменно поддерживает на всех уровнях и во всех международных организациях и последовательно защищает независимую внутри- и внешнеполитическую позицию Республики Беларусь, противодействует попыткам дискриминации Беларуси со стороны США и других западных стран.

Совместная деятельность в этой сфере проводится на основе программ согласованных дей-ствий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Большое внимание уделяется и вопросам экологии. В  связи с этим особо хочу  отметить деятельность Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, членом которой я являюсь. За десятилетие Союзного государства в рамках данной Комиссии было осуществлено несколько десятков мероприятий в рамках трех программ по преодолению последствий чернобыльской катастрофы (1996–2000, 2001–2005, 2006–2010 гг.), позволивших перейти от чрезвычайных мер к реабилитационным. В рамках этих программ построены миллионы квадратных метров медицинских центров,  жилья, детских и социальных учреждений. Сотни граждан благодаря этим программам получили необходимую медицинскую помощь в специализированных больницах, сотни детей и взрослых были обследованы и вылечены  в построенном на средства Союзного государства в г. Гомеле Радиологическом центре, в санаторно-профилактических учреждениях.  Эта работа уникальна и не имеет аналогов в мировой практике. 
Решены задачи по созданию единого нормативно-правового пространства и общей системы оказания специализированной
медицинской помощи гражданам Беларуси и России, подвергшимся воздействию чернобыльской радиации. Общий объем финансирования составил более
1,3 млрд российских рублей. Обеспечено создание материально-технической основы единой системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России. Деятельность в рамках единой системы позволяет ежегодно оказывать квалифицированную медицинскую помощь более
15 тысяч граждан России и Беларуси, подвергшихся радиационному воздействию. Создан единый регистр, являющийся информационной основой организации оказания специализированной медицинской помощи. В него включены данные более чем на 300 тысяч человек – граждан России и Беларуси. Таким образом, достигнута адресность оказания специализированной медицинской помощи и оптимизация объема необходимых для этого финансовых ресурсов.
 Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что за это десятилетие Союзное государство выполняло важнейшую функцию – сохранение духовно-нравственного пространства двух братских народов, создание платформы принципиально нового образца для  выравнивания и поднятия экономики России и Беларуси на более высокую ступень. Как правильно сказал на этот счет Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев: «Нам нужно Союзное государство насыщать реальными полномочиями или модифицировать его как-то сообразно интересам дня. Когда одни партнерские связи разрываются, а другие не создаются, между странами возникают проблемы, между экономиками возникают проблемы, и люди от этого страдают. Это самое неприятное».
 Тот факт, что во главу угла в последнее время ставятся не только и не столько политическая целесообразность и экономические показатели, сколько интересы людей, вызывает глубокое уважение к лидерам двух государств, которые по-прежнему прилагают все усилия, чтобы мечта о превращении Союзного государства в нечто большее, нежели площадка для обмена мнениями и принятия политических решений,  стала реальностью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter