Создавая «визитку» страны

Наш сегодняшний рассказ - о дорогах  Гомельской области...

Наш сегодняшний рассказ о дорогах  Гомельской области. Эти магистрали играют существенную роль как в международных транспортных связях Беларуси, так и во внутренних, являясь важными коммуникациями для промышленных и аграрных регионов. Сегодня в области  насчитывается более 12 тысяч километров дорог общего пользования, в том числе 2263 — республиканского значения. Первостепенную роль играет трасса М-8/Е95, проходящая по области с севера на юг и связывающая не только соответствующие районы Беларуси, но и Северную и Южную Европу, Россию и Украину. Другими чрезвычайно важными трассами являются М-5 Минск—Гомель, связывающая областной центр со столицей, и М-10 граница России—Гомель—Кобрин, идущая с запада на восток. Область славится и своими замечательными, самыми крупными в стране мостами через Припять, Днепр и Сож.

Наше  повествование об одном из старейших дорожно-строительных подразделений Беларуси – ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель».

Генеральный директор гомельского ДСТ № 2 Константин Костенко строит трассы более 40 лет. В далеком 1975-м в cвои 32 года был назначен  управляющим крупным трестом «Дорстроймеханизация» в Казахстане. Во главе этого коллектива он, один из самых молодых руководителей организаций дорожного строительства тогда еще неделимого СССР, работал 7 лет.  Караганда, Уральск, Актюбинск, Семипалатинск, Кустанай, Алма-Ата –  это лишь малая толика точек на карте, где оставили «автографы» дорожники этого треста. О масштабах самой работы говорит следующая деталь: для обслуживания объектов  в нем содержалось 6 вахтовых самолетов.  По признанию Костенко, накопленный в те годы опыт очень помогает ему в организации дорожного строительства в Беларуси. В минувшем году, кстати, исполнилось четверть века, которые  Костенко посвятил дорожному делу  в нашей стране. Это был путь не только значимых побед и радостных свершений, но и время серьезных испытаний. Одним из таких стала чернобыльская катастрофа. В 1986-м и несколько последующих лет объемы выполненных ими работ на объектах Хойникского, Брагинского, Наровлянского, Ветковского, Кормянского и других районов области превышали доаварийные в 4—5 раз. В целом же на решение комплекса первоочередных задач ликвидации последствий катастрофы в те годы  направлялись огромные финансовые средства. Это в свою очередь не могло не повлиять на дальнейшие масштабы дорожного строительства на Гомельщине, они заметно сократились. Владеющий мощным потенциалом трест вынужден был начать поиск объектов для загрузки своих мощностей за пределами региона.

Сегодня его подразделения выполняют внушительные объемы работ практически по всей территории Беларуси. Среди  последних наиболее значимых объектов первый заместитель генерального директора треста Александр Петренко называет строительство дороги первой категории Р-28 Минск—Молодечно—Нарочь с устройством двух путепроводов и шести подземных переходов (на ее реконструкции освоено около 60 миллиардов рублей). Точкой приложения лучших сил коллектива стал в этом году 30-километровый участок магистрали М-1/Е30 Брест— Минск—граница Российской Федерации и Национальный аэропорт Минск, где вот уже третий год  он производит ремонт взлетно-посадочных полос. Хорошие отзывы заказчиков свидетельствуют о том, что со своими задачами «айболиты дорог» из ДСТ № 2 справляются успешно. Об этом говорят и цифры: за отмеченный период  в аэропорту работы выполнены на 125 тысячах квадратных метров, а сумма освоенных на объекте средств составила около 13 миллиардов рублей. Сейчас мощности ряда управлений треста задействованы на участке транспортной развязки с кольцевой дорогой на проспекте Независимости, улицах Буденного и Пономаренко. Ресурсы Гомельского ДСУ-17 и Житковичского ДСУ-21, включая мобильный асфальтовый завод мощностью до 100 тонн асфальта в час, сконцентрированы на благоустройстве  населенных пунктов Михановичского, Новодворского, Крупицкого, Колодищанского сельских советов, поселка Мачулищи. В августе здесь освоено около 900 миллионов рублей, а в сентябре выполнено различных дорожно-строительных и ремонтных работ на 1 миллиард 600 миллионов рублей.

К чести коллектива треста, он один из немногих в системе Департамента «Белавтодор» обеспечивающий экспорт строительных услуг в Россию и Украину. Ежегодный их объем — около 20 миллионов долларов. Как отмечает Константин Костенко, россияне уже не первый год охотно пользуются услугами его коллектива, который, кстати, занесен в электронный реестр дорожных организаций России,  имеющих высокий рейтинг у заказчиков. В эти дни значительные силы гомельчан заняты на чрезвычайно ответственном объекте – реконструкции трассы первой категории «Дон» вблизи райцентров Становое и Елец.  Работы на ней ведутся в рамках подготовки к зимним Играм 2014 года в Сочи.

— Если говорить в целом о результатах нашей деятельности в минувшем и текущем году, то ее можно назвать успешной, — отмечает Константин Костенко. — Основные технико-экономические показатели выполнены на 130—160 процентов, освоенные в 2007 году объемы строительно-монтажных работ составили 68 миллиардов. Более 5 миллиардов рублей направлено на развитие производства. В текущем году, по нашим прогнозам, объем освоения финансовых средств приблизится уже к 100 миллиардам рублей…

Понятно, что без улучшения материально-технической оснащенности и внедрения прогрессивных технологий нынешние успехи гомельчан  оказались бы иллюзорными. Не случайно, отмечают в тресте, в последнее десятилетие парк грузовой техники дорожных стройуправлений значительно обновился. Приобретено около 70 большегрузных самосвалов, только под объект М-4 в сентябре закуплено 5 новых МАЗов, в октябре парк пополнится еще десятью аналогичными автомобилями. На смену морально и физически устаревшим асфальтоукладчикам брянского и николаевского заводов с шириной захвата до 5 метров пришли 4 высокопроизводительные немецкие машины «Титан», способные укладывать асфальт  шириной 12 метров.

— В прогрессивности усовершенствованной отечественными  специалистами разработки «БелдорНИИ» мы убедились три года назад на строительстве магистрали в России, успешно применили данное технологическое ноу-хау и на реконструкции  бетонной дороги М-10 граница Российской Федерации — Гомель — Кобрин, построенной около 40 лет назад, — отмечает руководитель треста. — Использование в слое износа модифицированного (с применением синтетической добавки «Кратон») битума, а для трещинно-прерывистого слоя упругой мембраны  дало отличные результаты.

Многие в тресте вспоминают события двухлетней давности, когда апробация еще одной новой технологии «Ремикс+» (с применением в новом строительстве старого асфальтобетонного покрытия)  на реконструкции трассы М-1 в районе Вязьмы позволила гомельчанам дать фору  конкурентам из 33 зарубежных дорожно-строительных фирм —  финских, итальянских, немецких, турецких, французских. 28-километровый участок белорусы тогда сдали за один строительный сезон вместо двух по графику.

Однако помимо очевидных достижений, есть у этого коллектива и свои проблемы. Одна из них — обновление парка техники (сегодня он изношен почти на 80 процентов). Приобретается новая техника, в основном за счет средств амортизационных отчислений и прибыли, но их явно недостаточно. Немаловажная тема — вахтовый характер работы дорожников. Не секрет, что отдаленность объектов от места жительства и баз ДСУ увеличивает экономическую нагрузку на организации, несущие дополнительные расходы на до­ставку работников, создание надлежащих бытовых и жилищных условий для них на местах временной трудовой деятельности, что не лучшим образом сказывается и на семейных отношениях. Обеспечить же загрузку мощностей треста в самой области пока нет возможности.

На снимке: строительство путепровода из гофрометалла на дороге М1 (Москва-Брест).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter