Союзу нужна конституция

В 2006 году в жизни россиян и белорусов произошли перемены, подписан пакет документов, заметно упростивших их жизнь. Но главный – проект Конституционного Акта Высшим Государственным Советом Союзного государства Беларуси и России одобрен не был. Как это скажется на союзном строительстве? Чем займутся члены Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту в 2007 году? На эти и другие вопросы отвечает ее председатель Сергей АНТУФЬЕВ.

– Сергей Владимирович, что стоит в повестке дня членов комиссии в нынешнем году?
– В первую очередь –  унификация законодательства, а если конкретнее, – вопросы законодательного обеспечения предпринимательской деятельности. Будем выполнять поручение Постоянно действующего при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России семинара, который в прошлом году провел третье заседание в городе Ростове-на-Дону. Там у парламентариев состоялся очень содержательный разговор с представителями малого и среднего бизнеса России и Беларуси.
Рассмотрев предложения бизнесменов через призму развития межрегионального сотрудничества субъектов России и областей Беларуси, члены комиссии решили продолжить работу над Типовым положением о развитии приграничного сотрудничества и максимально сблизить национальные законодательства России и Беларуси, касающиеся развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Речь идет об унификации налогообложения в этой сфере и порядке функционирования предприятия – его регистрации, условий хозяйствования.
У нас есть межгосударственное соглашение о равных возможностях хозяйствования на территории России и Беларуси. Но практика показала, что этого недостаточно. Важно, чтобы и национальные законодательства в вопросах регулирования малого и среднего бизнеса были тождественны.
– Видимо, Беларусь, унифицируя свое законодательство, подстраивается под российское – рыночное?
– Не обязательно. Когда мы анализируем условия регистрации малых предприятий и в России, и в Беларуси, не всегда их алгоритм оказывается в России оптимальнее, чем в Беларуси. Задача нашей комиссии, в которую входят как российские, так и белорусские депутаты, в том и состоит, чтобы, проанализировав национальные законодательства, выбрать в них оптимальные нормы и предложить парламентам внести соответствующие изменения в российские и белорусские законы, чтобы максимально упростить, исключив различия, условия ведения бизнеса и в России, и в Беларуси.
– В прошлом году были подписаны, можно сказать, судьбоносные соглашения и договоры, касающиеся социальной сферы, равных прав россиян и белорусов. Чего нам ожидать в этом году?
– В первую очередь, думаю, от Высшего Государственного Совета мы ждем одобрения Конституционного Акта. Многие негативные события конца ушедшего и начала этого года связаны в том числе и с задержкой его принятия, следовательно, и выборов в союзный парламент. Легитимные наднациональные органы управления не допустили бы разногласия в экономической сфере.
– С чем, на ваш взгляд, они связаны?
– Анализируя природу экономических разногласий, появившихся в последнее время, мы опираемся на документы, разработанные в предыдущие годы, когда активно готовили законодательную базу Союзного государства. К сожалению, после принятия союзного Договора в 1999 году, ни программа практических действий, а это приложение к Договору, рассчитанная на ближайшие пять лет, ни экономический блок вопросов, в который входили введение единой валюты и образование единого эмиссионного центра, решены не были. Единственное направление, в котором наше союзное сотрудничество результативно развивалось, – создание единого таможенного пространства и, возможно, обустройство границ Союзного государства.
Все, что связано с другими направлениями – созданием равных условий хозяйствования, соглашениями по тарифам, энергоносителям, к сожалению, не было до конца согласовано и не исполнялось надлежащим образом. В том числе и блок документов, касающихся поставки энергоносителей в Республику Беларусь по цене Смоленской области.
Взаимное недоверие возникло после того, как президент Беларуси дважды перенес сроки введения единого платежного средства на территории Союзного государства. Это вызвало разногласия по уже достигнутым соглашениям, а также и в реализации Программы практических действий по созданию Союзного государства. Что касается единого платежного средства, то сегодня я затрудняюсь назвать очередную дату его введения, поскольку эта тема стала притчей во языцех.
– Почему Беларусь всегда первой ратифицирует принятые двумя государствами договоры и соглашения, а Россия не спешит это делать, осложняя тем самым жизнь не только белорусам в России, но и россиянам, приезжающим в Беларусь?
– Думаю, в первую очередь это связано с тем, что Россия – громадное государство, ее институты власти – громоздки, поэтому там на подготовку и прохождение документов по ветвям власти нужно гораздо больше времени, чем территориально компактной и поэтому мобильной Беларуси.
– Может ли возглавляемая вами Комиссия по законодательству и Регламенту сократить сроки ратификации союзных документов?
– У нас нет такого права. Оно могло бы принадлежать Союзному парламенту, но его пока нет. В полномочиях, которые выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России до выборов легитимного парламента, нет главного – права принимать союзные законы. А порядок принятия и прохождения союзных документов может быть определен именно союзным законом.
– Как оценить моральный ущерб от «пошлинной войны», нанесенный двум государствам? Сопоставим ли он с материальной выгодой, которую получит Россия?
– Считаю, что моральный урон и России, и, видимо, Беларуси нанесен очень большой. С точки зрения исконных славянских традиций считалось стыдным, когда в семье не могли решить внутренние разногласия так, чтобы о них не знали соседи. К сожалению, мы, как союзная семья, не научились решать вопросы, не вынося сор из избы.
Моральный ущерб трудно оценить в денежном выражении. Не так важно, сколько российских рублей приобретет российский бюджет или потеряет белорусский. В нашем, очень непростом мире имидж страны дорогого стоит. Поэтому, когда между нами возникают экономические разногласия, руководителям России и Беларуси нужно об этом помнить.
– Как можно предотвратить подобные инциденты в будущем?
– Завершить строительство Союзного государства. Когда мы будем в рамках единой страны, подобных событий не будет.
– Если бы уровень жизни беднейших слоев населения в России был таким же, как в Беларуси, а там он выше, может быть, Александр Лукашенко согласился бы войти в состав России?
– По уровню жизни у белорусов нет преимуществ перед россиянами. До 1 января 2007 года главное отличие от России было в стабильности, предсказуемости каждого следующего дня для жителей Беларуси. Там не было потрясений от экономических и социальных реформ (пенсионной, отмены социальных гарантий – я имею в виду Федеральный закон № 122), которые до сих пор испытывают граждане России.
Не случайно великий китайский философ Конфуций не желал и врагу жить в эпоху перемен. Реформы – это перемены, для граждан России они – потрясение, порой достаточно серьезное.  Без реформирования экономики и социальных институтов не обойтись. Так что, повторю, отличие было в одном: в предсказуемости и стабильности жизни граждан Беларуси.
– Всенародные референдумы так и не состоялись. К сожалению, в народе, да и в политических кругах, бытует мнение, что Конституционный Акт в ближайшие несколько лет подписан не будет. Что вы думаете по этому поводу?
– Он не будет подписан до тех пор, пока его не примут на референдумах. Мы не можем ставить телегу впереди лошади. Давайте сначала проведем референдумы, и только после того как народы скажут «да», Конституционный Акт будет подписан.
– Но референдумы по нашему законодательству сейчас проводить нельзя. Насколько это отбросит назад или приостановит союзное строительство?
– Действительно, в год выборов в Государственную Думу, по российскому законодательству, проводить референдумы запрещено. Поэтому нынешняя избирательная кампания в нижнюю палату парламента России, как минимум, на год отодвинет строительство Союзного государства.
Но это не значит, что все наши усилия будут законсервированы. В течение года будет работать Парламентское Собрание. Мы будем рассматривать вопросы сближения законодательств, трудиться над исполнением союзного бюджета-2007, утвержденного в декабре прошлого года. Кроме того, у нас есть много интересных союзных программ, большой потенциал межрегионального сотрудничества областей России и Беларуси. Единственное, что мы не сможем в этом году, – принять Конституционный Акт.
– А можно ли его опубликовать и начать обсуждать, чтобы не терять времени?
– Двусторонняя рабочая комиссия подготовила варианты. Чтобы предложить проект Конституционного Акта народам России и Беларуси на референдум, необходимо его одобрение Высшим Государственным Советом. Так записано в союзном Договоре 1999 года и определено Регламентом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. То есть, порядок его принятия уже определен.
– А в нынешнем году Высший Госсовет такое решение примет?
– Не исключаю, что именно в этом году Высший Государственный Совет рассмотрит и одобрит проект Конституционного Акта.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter