Тесное сближение Беларуси и России в экономике поможет преодолеть негативные последствия западных санкций и создаст дополнительные возможности экономического роста

Союзные программы как руководство к действию

Встреча лидеров Беларуси и России оправдала ожидания всех, кто хотел бы позитивного развития союзного проекта двух стран. Президенты согласовали 28 союзных программ углубленной интеграции, вчера их утвердили главы правительств, а затем — еще этой осенью — состоится их торжественное подписание.

Программы предусматривают создание единого экономического базиса интеграции: общую макроэкономическую политику, подписание соглашений о единых рынках газа, нефти и электроэнергии, общие подходы к налогообложению, объединение платежных систем, общие социальные стандарты. Кроме этого, союзники продолжат укрепление единого оборонного пространства и сотрудничество в сфере информационной безопасности и борьбе с терроризмом. 

По сути, мы говорим об очень серьезном прорыве в наших союзных отношениях, результатом которого должно быть объединение экономических потенциалов двух стран. Президенты во время итоговой пресс-конференции не раз подчеркивали, что политическая интеграция или создание единой валюты возможны в качестве дальнейших шагов, но только после того, как будет пройден предшествующий этап, то есть выполнение и реализация заявленных союзных программ. Развитие и укрепление союза Беларуси и России требует именно такой последовательности и логики. Нельзя вести речь о единой валюте, если у нас разные платежные системы и подходы в денежно-кредитной сфере. Нельзя говорить о финансовой интеграции без унификации подходов к налогообложению. 

Союзные программы — это, с одной стороны, необходимая конкретика интеграционного движения, а с другой — стратегия, рассчитанная на несколько лет вперед с тем, чтобы можно было успеть реализовать все задуманное в привязке к конкретным срокам. Например, это важно в энергетической сфере. Запланированное создание единого рынка энергоносителей к 1 декабря 2023 года — это важный промежуточный этап и тест перед созданием аналогичного рынка в Евразийском экономическом союзе.

Союзное государство Беларуси и России было и остается пилотным проектом интеграции на постсоветском пространстве. И сейчас, после согласования союзных программ, мы вновь должны показать пример того, как должны развиваться остальные интеграционные проекты. От успеха обеих стран в этом процессе зависит многое.

Беларусь и Россия научились не только четко формулировать свои национальные интересы, но и согласовывать их, находить компромисс и принимать взаимовыгодные решения. Оба государства находятся на одной волне и в плане внешнеполитических оценок. Наши позиции по Афганистану, ситуации на западных границах, проблеме с беженцами принципиально совпадают.

Александр Лукашенко и Владимир Путин дали ясно понять политикам Европейского союза, что поиск решения по беженцам на северо-восточных границах ЕС возможен только с участием Беларуси и ее властей. И если уж Европа готова разговаривать с талибами, то обращение к Беларуси с предложением договариваться является единственно верным решением в этой ситуации. Никакие попытки надавить через Россию на Беларусь не пройдут, об этом были даны недвусмысленные разъяснения.

Тесное сближение Беларуси и России в экономике поможет нам преодолеть негативные последствия западных санкций, это создает дополнительные возможности экономического роста: открытие новых совместных предприятий, рабочих мест, доступ к государственному заказу. Именно в этом заключается национальный интерес Беларуси. 

Россия же получает дополнительные гарантии безопасности на западном направлении и надежного экономического партнера, который исправно платит по кредитам и успешно реализует совместные проекты. Кстати, таких проектов должно быть больше, особенно это касается логистики и инфраструктуры.

Союзные программы — это руководство к действию для наших правительств, предприятий и граждан: они показывают всем новые возможности и горизонты нашего союзничества и развития. Минск и Москва смогли договориться на благо наших народов. И этот факт сам по себе дорогого стоит. 

Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter