Союзное строительство нельзя превращать в бухгалтерию

Об этом заявил сегодня Президент в интервью главному редактору и ведущему радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову. Комментируя достигнутые по итогам последних переговоров договоренности, Глава государства сказал, что конкретных цифр и контрактов еще нет:


- Они должны быть. Я надеюсь, будут. Хотя опять из правительства (Российской Федерации. - Прим. ред.) некие сигналы идут.

Журналист отметил, что в последнее время в ряде российских СМИ сложился образ Президента Беларуси как человека капризного.

- В чем заключается мой каприз? В том, что я сегодня даже не торгуюсь - веду переговоры? - ответил Александр Лукашенко. - Не с моей подачи вы вынесли на уровень Президентов эти вопросы (об углублении интеграции. - Прим. ред.). Я часто критиковал правительство России: вы выталкиваете эти вопросы на наш уровень, и мы перед Новым годом вместо того, чтобы встретиться с моим близким другом Владимиром Владимировичем Путиным, взять рюмку водки или самогона (я привезу из Беловежской пущи), выпить и пожать друг другу руки, мы начинаем «собачиться». Так это же моя жизнь сегодня! Как можно организовать экономику, если нам говорят: 152 доллара должна быть цена на газ! Не надо все в бухгалтерию превращать.

Александр Лукашенко рассказал собеседнику некоторые подробности переговоров с Россией по поставкам нефти и газа:

- Я говорю - хорошо. Давайте цены ваши, мы будем платить. Но если российский рынок в 25 миллионов тонн нефти и 22 миллиарда кубов газа уйдет куда-то, вы на меня не обижайтесь. Они мне говорят: это вам будет дороже. Я им привожу пример. Когда вы с Украиной начали «собачиться» по транзиту газа, что вы сделали? Южный и Северный поток (начали строить. – Прим. ред.) Это десятки миллиардов долларов. И еще неизвестно, что будет дальше. Я точно так поступлю. Буду искать альтернативу. Ее все равно надо искать. И я это от руководства России не скрываю. Да я могу через Польшу (они предлагают это) взять саудовскую или американскую нефть в Гданьске, по трубе завезти реверсом. На первом этапе забираю одну трубу, реверсом поставляю на НПЗ и перерабатываю. Пойдет нормально, я заберу реверсом вторую трубу. У вас останется одна. Вы поставляете по этим трубам, качаете нефть на премиальный западный рынок. Если я забираю две трубы, скажем, из 60 миллионов тонн у вас останется для прокачки 20 миллионов. Вы зачем меня загоняете в решение этого вопроса таким образом? Я этого не хочу.

Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь также немало делает для России, но этот факт не учитывается. Между тем, на российских предприятиях, с которыми мы сотрудничаем, работает около 10 миллионов человек.


- Так или иначе, 10 миллионов рабочих мест завязаны на Беларусь, - сказал Александр Лукашенко. - Умножьте на четыре, обычная средняя семья. 40 миллионов человек хорошо знают, что белорусы покупают у них для финишного производства товары. Мы покупаем у вас за доллары газ, нефть, металлы, другое сырье. Плюс высокотехнологичные комплектующие для тракторов, комбайнов, для машиностроения вообще. Сегодня газа и нефти на мировом рынке девать некуда. Да, ваш газ и нефть дешевле, потому что у нас беспошлинная торговля. Это не подарок нам. Вы с нами беспошлинно торгуете, мы с вами. Но вы всегда почему-то видите, что поставляете нам нефть, газ дешевле, чем в Германию. Но туда надо качать две с половиной тысячи километров. А в цене газа большую часть занимает его транзит.

Глава государства отметил, что Россия позиционирует себя правопреемником СССР:

- Чернобыльскую станцию кто строил? Не белорусы. Кто ее эксплуатировал? Не белорусы. Кто ее взорвал? Не белорусы. А 80 процентов горя упало на нас. И в СССР целая программа была преодоления катастрофы. Помогали здорово. СССР развалился. Кто помогать будет? Не наша беда, но на нас она упала. И вы сегодня за десять долларов цены на газ торгуетесь. Да там (в пострадавших районах. – Прим. ред.) люди не могут дрова сжигать в печке, потому что они еще грязные, эти дрова. Вы как правопреемники должны это понимать.

Президент подчеркнул, что суммарный дефицит торговли товарами с Россией с 2000 по 2019 годы превысил 120 миллиардов долларов.

- Если в 200 году мы занимали 11 процентов в российском импорте, то в 2019 году доля упала наполовину. Что же это за союз, когда у нас по всем позициям становится хуже и хуже. Но вы же это не анализируете. Вам же это не надо. Вам в России надо показать, что это «гиря на ногах», «нахлебники», Лукашенко, как минимум, капризный. Чепуха полная. Никаких капризов в отношении русского человека, россиянина вообще никогда не было в Беларуси и не будет при Лукашенко…Мне просто обидно, что спустя мои 25 лет (президентских полномочий. – Прим. ред.) и 20 лет Путина мы находимся на этом раздорожье. Вот этого у нас быть не должно было. Что очень опасно сейчас - когда вы, больше, конечно, в СМИ, обижаете белорусов. Когда начинаете чего-то считать.  


По словам Александра Лукашенко, в России должны понимать, что и Беларусь оказывает ей соответствующие услуги:

- Неважно, это будет 200 миллиардов долларов за 10 лет или 100 миллиардов. Здесь большие суммы и большие проблемы. Вы обижаете не только меня. Не надо обижать своих людей. Мы положили на алтарь нашей Победы каждого третьего. И еще не все ушли из этой жизни. Наше поколение и мои дети старшие очень обижаются (за обвинения в нахлебничестве. – Прим. ред.)

Белорусский лидер отметил, что Беларусь не такая богатая, как Россия, и все вынуждена зарабатывать своими мозгами и руками: 

- Просим только одно от вас: коль вы нас позвали в союз, не ухудшайте каждый год наше положение. Когда я назвал, что у нас в этом году будет 9 миллиардов долларов дефицит торгового баланса, Путин, как человек понимающий, онемел. Зачем вы блокируете нашу продукцию, которую мы поставляем на ваш рынок, отборную, хорошую продукцию? Нам же надо с вами рассчитаться, чтобы понизить дефицит торгового баланса и заработать деньги, чтобы вам заплатить на нефть и газ. Зачем вы торпедируете наши отношения, когда надо их выравнивать.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter