Беларусь и Россия абсолютно доверяют друг другу

Союзное соработничество

Сколько всяких разговоров и домыслов развелось вокруг переноса даты визита Александра Лукашенко в Россию. Между Москвой и Минском наступает ледниковый период? Стороны не могут согласовать позиции? В Восточной Европе намечается геополитическая революция? Причины оказались куда как проще. А состоявшийся визит подтвердил верность двух государств курсу интеграции.

Вообще, вся эта история со смещением сроков российско-белорусской встречи на высшем уровне показала, насколько далеки многие аналитики и прогнозеры от действительности. Порой человек ничего не знает и не понимает в происходящем. Но к нему с вопросом обращается наш брат-журналист, и вроде бы статус аналитика предполагает поиск неких глубинных мотивов и тектонических сдвигов. Даже если их нет на самом деле. Noblesse oblige, как говорят в Париже. Ну да оставим прогнозеров. Они себе занятие всегда найдут.

На самом деле причина переноса сроков московских встреч лидеров двух братских государств была ровно той, которую и заявили официально. Инцидент со сбитым российским Су-24 до предела обострил международную обстановку. И общий фон в конце ноября отнюдь не способствовал обстоятельному разговору союзников.

Сейчас ситуация, конечно, не разрешилась. Но первые страсти поутихли. Выражаясь медицинским языком, обстановка на мировой арене стала стабильно тяжелой. Откладывать встречу не имело смысла. Да и вопросов поднакопилось немало.

Что же можно сказать о состоявшихся белорусско-российских переговорах? Они не стали историческими или прорывными. В наших отношениях этого и не требуется. Слишком много вокруг «историй», в которые вляпалась не одна страна. Пусть уж лучше союзная дипломатия будет рутинной. Так-то оно спокойнее.

Президенты сосредоточили основное внимание на экономической тематике. Оно и понятно: мировой экономический кризис вошел в очередную острую стадию и наиболее тяжело бьет по нашему региону. Как нам обустроить Евразийский экономический союз, чтобы он заработал на полную? Что усовершенствовать в финансово-кредитной политике? Какими должны быть совместные шаги обоих государств в условиях взаимных санкций России и Запада? Ответы на эти вопросы и не предполагалось сразу же облечь в форму договоров или соглашений. Но то, что лидеры сумели расставить акценты и подтвердили общность курса, дорогого стоит. Поверьте, за этим последует и нормативно-правовая база — она всегда вырастает на хорошем политическом грунте.

А как же пресловутая российская военная база, белорусские креветки и прочие мемы, составлявшие накануне информационный фон вокруг двусторонних отношений в глобальной сети? Так ведь на то они и мемы, чтобы жить своей жизнью. Это просто сюжеты, искусственно выхваченные из всей многоцветной палитры белорусско-российского сотрудничества. За прошедшие годы оба лидера так поднаторели в практике полюбовного разрешения куда более сложных проблем, что вышеперечисленные никак нельзя даже отнести к какой-то чрезвычайщине.

Вот вроде бы незначительное решение: белорусский гражданин, если он захочет остаться жить и работать в России, в отличие от других иностранцев, не будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства. Скажете, пустяк? Но в дипломатии подобные символы значат очень многое. В данном случае подчеркивается особый, доверительный характер отношений Беларуси и России.

Александр Лукашенко отметил, что взаимодействие двух стран нельзя определить обычными терминами. Согласимся с Президентом. Пожалуй, тут подходит определение, пришедшее из церковной лексики, — соработничество. Никакой идеализации. Просто отражение нацеленности союзного строительства на конкретный результат и его практикоориентированность.

Конечно, некоторые противоречия сохраняются. Но кто сказал, что это плохо? Беларусь и Россия — независимые и суверенные государства, пусть и связанные духовной пуповиной и крепкими союзными отношениями. Поэтому вполне естественно, что у нас могут быть несколько различные взгляды по отдельным проблемам. Кому-то хочется сделать из этого трагедию. Наши западники все время пытаются обнаружить бесперспективность союзного проекта. Российские шовинисты болезненно ищут в белорусской политике «мазепинство». И те, и другие поступают не совсем корректно. И это мягко сказано, чтобы не использовать куда более крепких слов, привычных для сталинской эпохи, но не для нашего вполне просвещенного и толерантного времени.

Пока одни ищут разломы и трещины, два президента и команда простых государственных служащих, честно и аккуратно исполняющие свой долг, сглаживают неизбежные противоречия и прокладывают курс союзному кораблю в нынешнюю штормовую погоду.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter