Союз трех открыт для других государств

Итоги завершившегося в Москве заседания Межгосударственного совета ЕвразЭС на уровне глав правительств заместитель премьер-министра Республики Беларусь Андрей Кобяков назвал знаковыми — там были подписаны 9 соглашений между Беларусью, Россией и Казахстаном

Итоги завершившегося в Москве заседания Межгосударственного совета ЕвразЭС на уровне глав правительств заместитель премьер-министра Республики Беларусь Андрей Кобяков назвал знаковыми — там были подписаны 9 соглашений между Беларусью, Россией и Казахстаном. Их подписание завершает формирование договорно-правовой базы Таможенного союза трех государств. Если другие государства ЕвразЭС захотят участвовать в Таможенном союзе трех, то они должны присоединиться ко всему пакету документов, 20 соглашениям. Выход из любого соглашения означает выход из Таможенного союза. 

Чем же важны документы, подписанные главами правительств на московском заседании Межгосударственного совета ЕвразЭС?       

В частности, для трех государств создаются единые внешнеторговый режим, система таможенного администрирования, институциональные  структуры и таможенная территория. Взять, к примеру, соглашение о едином тарифном регулировании, предусматривающее установление ввозных-вывозных пошлин как прерогативу Таможенного союза. Им предусмотрен режим формирования единого таможенного тарифа, выполнить который страны Таможенного союза должны до 2010 года. С момента  построения единой таможенной территории любые ввозные и вывозные пошлины не допустимы во взаимной торговле в рамках Таможенного союза. К примеру, на сегодняшний день пока еще существует таможенная пошлина на закупку российской нефти в соответствии с соглашением с Российской Федерацией от 12 января 2007 года. Если до 2010 года будет создана единая таможенная территория, тогда все ввозные-вывозные пошлины будут сняты окончательно. На заседании Межгоссовета достигнуто также соглашение о том, что новые пошлины не будут вводить без согласования и консультаций с другими государствами-партнерами. Что касается третьих стран, то по отношению к ним будут применяться согласованные пошлины. Единые внешнеторговый режим и система таможенного администрирования предусматривают единые правила определения страны происхождения товаров, их таможенную стоимость при перемещении через таможенную границу Таможенного союза.

Важно, чтобы решения Комиссии Таможенного союза однозначно и единообразно исполнялись всеми структурами стран Таможенного союза, были полностью адаптированы в рамках национальных законодательств. План совместных действий также предусматривает создание единого таможенного кодекса трех государств, а формирование единой таможенной территории должно быть завершено до 2010 года. 

Важным представляется соглашение о едином принципе взимания косвенных налогов при импорте-экспорте товаров и выполнении услуг в Таможенном союзе. 

В торговле с Российской Федерацией эта часть пути уже пройдена – в отсутствие таможенной границы мы взимаем косвенные налоги, а вот Казахстану и России, а также Беларуси и Казахстану этот путь еще предстоит пройти. Тогда может быть принято решение об окончательной отмене каких-либо видов таможенного контроля на соседних границах. 

Решение глав правительств, подписанное в Москве, содержит обращение ко всем странам — членам ЕвразЭС по скорейшему изучению всех документов, необходимых для полноценного участия в соглашениях по формированию Таможенного союза. Дверь, конечно, ни для кого не закрыта, но и насильственно кого-то принуждать к принятию данных документов также никто не будет. Тем более что есть проблемы, лежащие на поверхности, — киргизская сторона является членом ВТО и несет обязательства перед третьими странами. Узбекистан относительно недавно присоединился к ЕвразЭС и находится в стадии присоединения ко всем соглашениям, работает как полноправный член и платит взносы, но он еще не присоединился ко всем соглашениям сообщества. Таджикистан, к сожалению, не имеет общей границы с Казахстаном, Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 

Не вступают ли в противоречие планы по вступлению стран ЕвразЭС в ВТО с принципами и практикой формирования Таможенного союза? 

По большому счету, ВТО не вредит формированию Таможенного союза, тем более что Таможенный союз соответствует нормам и правилам Всемирной торговой организации. Это являлось изначально базовым условием, чтобы формирование Таможенного союза не было отличным от мировых принципов. Процесс присоединения к ВТО в силу различных причин оказался затянутым, в том числе и у наиболее продвинутой в этом вопросе России. Кстати, а почему невозможен вариант вступления в ВТО всем составом Таможенного союза? Хотя ни для кого не секрет, что наши партнеры по Таможенному союзу надеются вступить в ВТО значительно раньше. Белорусская сторона никогда не скрывала своей озабоченности относительно того, что затянувшиеся планы вступления в ВТО замедляют процессы по созданию Таможенного союза.     

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter