Союз ракетки и таблетки

В эти дни лучшие теннисисты мира начали новый сезон на открытом чемпионате Австралии - первом турнире серии "Большого шлема".
В эти дни лучшие теннисисты мира начали новый сезон на открытом чемпионате Австралии - первом турнире серии "Большого шлема". Уступив в первом круге личного турнира румыну Андрею Павелу, белорус Максим Мирный вместе со своим привычным партнером индусом Махешем Бхупати вышел в четвертьфинал парного разряда. Продолжает свое выступление на Зеленом континенте и главный соперник Макса в предстоящем матче Кубка Дэвиса - Марат Сафин. В четвертьфинале одиночного разряда россиянину предстоит встретиться с первой ракеткой турнира - американцем Энди Роддиком. Стоит ли говорить, что напряженные сражения на кортах Мельбурна приковали к себе внимание любителей тенниса. Впрочем, кое-кто из участников успел "засветиться" в теленовостях еще до начала сезона. Причиной повышенного внимания к Ассоциации теннисистов-профессионалов послужил допинговый скандал, в центре которого оказался Грег Руседски. Англичанин, в чьей пробе было обнаружено повышенное содержания нандролона, заявил, что аналогичные проблемы сейчас имеют еще... 47 (!) игроков, входящих в число 120 сильнейших в мире.

Еще пару лет назад большому теннису удавалось кое-как поддерживать репутацию "чистого" вида спорта. Первый звонок прозвенел, когда на "Ролан Гаррос-2002" два спортсмена были уличены в применении стимуляторов. Масла в разгорающийся огонь накануне старта сезона-2004 подлил Джон Маккинрой. В интервью "Дэйли телеграф" он признался, что в ходе своей спортивной карьеры шесть (!) лет принимал стероиды, которые ранее на легальной основе давали... лошадям (!) перед скачками, пока не решили, что они слишком сильны даже для них. Вот тебе и "чистый спорт"...

Многие специалисты все еще предпочитают придерживаться мнения, что применение допинга в теннисе нецелесообразно. "Наши ребята никогда не были замешаны в допинговых скандалах, - заявляет капитан сборной Беларуси Сергей Тетерин. - Теннис - это не легкая атлетика и не игровые виды спорта. Соревнования могут длиться и пять, и семь дней, поэтому определить дозировку и время приема препаратов очень сложно. Это делает его нецелесообразным для использования допинга". Что же на самом деле творится там - за рамками объективов телекамер? Об этом мы попытались узнать в разговоре с напарником Максима Мирного в предстоящем матче Кубка Дэвиса Владимиром ВОЛЧКОВЫМ

: - Серьезные проблемы с допингом в большом теннисе начались еще весной прошлого года. Тогда в кулуарах АТР прошла новость о том, что результаты тестов как минимум 36 человек показали, что игроки систематически принимают нандролон. Факт приема допинга был налицо. Также было несколько случаев с эритропоетином...

- А как же слова Маккинроя о том, что он еще задолго до недавних разоблачений принимал допинг?

- Это не новость. Я, например, совершенно бы не удивился, если бы узнал, что Джимми Коннорс принимал допинг. Если взять записи матчей тех лет, то по эмоциональному и физическому уровню, на котором выступали единицы из числа профессионалов 90-х, сразу можно заметить, что здесь что-то нечисто. Это случалось всегда и везде. Гораздо хуже то, что пример нечестной игры демонстрируют ветераны, топ-игроки. Ведь вслед за ними и молодые ребята, мастерство которых уступает конкурентам, начинают понимать, что теннис - это лишь возможность заработать, для чего все способы хороши.

Это привело к тому, что практически закончился поиск новых методик тренировки: основной упор сделан на фармакологию. Игрок вынужден делать выбор, готов ли он жертвовать здоровьем ради достижения сиюминутных результатов на корте. Как профессионалу выходить на корт, если он понимает, что каждый второй из соперников играет на допинге?

Специфика у тенниса, конечно, другая по сравнению с легкой атлетикой. Но, как показывает практика, нандролон и прочие препараты дают существенные результаты. Как и за счет чего, я сказать не могу: сам я этим не занимаюсь. Вместе с тем я принимал различные препараты, разрешенные ВАДА, а потому могу с уверенностью сказать, что хорошая фармакологическая программа может давать ощутимый эффект. Игроки перестали ошибаться и начали бить по мячу гораздо сильнее. В результате мы получаем картину, когда, включив телевизор, зритель видит одну и ту же скучную игру: подача и несколько ударов. Общий уровень зрелищности спасает пока лишь то, что остались спортсмены вроде Роджера Федерера или Макса Мирного, которые радуют своей игрой.

- Выходит, принимали и принимают. А как в таком случае быть с убежденностью в нецелесообразности применения допинга в теннисе?

- Наука не стоит на месте. Современный теннис - это очень серьезный бизнес. Поэтому, когда появляется необходимость в каких-то конкретных препаратах, они непременно будут созданы. Шансов на то, что допинговая проблема будет решена, практически нет. В современном спорте все решают деньги. Показательно то, что Америка в этом деле идет впереди планеты всей. Именно эта страна диктует законы и правила игры в теннисной индустрии. В том числе и те, которые касаются допинга. И, как говорится, чем дальше в лес... Соблазнов хватает. Если бы у меня было такое желание - найти возможность для его осуществления не составило бы труда. Но я раз и навсегда сказал себе, что не готов рисковать своим здоровьем и здоровьем своих будущих детей из-за возможных достижений на кортах.

- Агасси, комментируя ситуацию с Руседски, отметил, что санкции создадут немало проблем для теннисистов...

- Дело в том, что здесь имеет место двойная игра. Когда создается новый препарат, это происходит гораздо раньше, чем находятся способы его определять и, соответственно, наказывать. К моменту же, когда этот вид допинга запретят, уже будет открыто что-то новое. Процесс бесконечен, и многие очень четко это понимают и эффективно используют "временной фактор".

- Так что же, тот теннис, в котором определяющим фактором были индивидуальные качества игроков, навсегда ушел в небытие?

- Нет, почему же. Сейчас наверняка многие испугаются. 47 человек - это все же не шутки. Все мы люди, а потому, когда приходит контролер, каждый старается затаиться и переждать "волну". В ближайшие несколько месяцев мы получим возможность наслаждаться по-настоящему чистым теннисом...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter