Проект Союзного государства должен стать гарантом суверенности и независимости Беларуси

Союз, проверенный временем

Республика Беларусь, которой дорого суверенное право определять свой жизненный исторический цикл, столкнулась с целенаправленным ревизионизмом как орудием не только переписывания истории, но и прежде всего вытравливания национально-культурного кода. Поэтому говоря о сохранении нации и ее суверенности, трудно переоценить историческую миссию Союзного государства. 


Надо признать, что события в мире породили множество альянсов и союзов, в основе которых в большинстве случаев сиюминутные коммерческие либо военно-технические интересы. Более того, ряд военных блоков противоречат как Уставу ООН, так и здравому смыслу. В любом случае многие страны находятся в поиске стратегических союзников для сохранения независимости и устойчивого развития своих стран.

Размышляя о трагедии, связанной с развалом СССР и последствиями, постепенно приходит осознание масштабности этой геополитической драмы и прежде всего итогов ее для народов бывшего СССР. Республика Беларусь — единственная страна, которая смогла уберечь свой народ от религиозных, гражданских, экономических потрясений и сохранить мир. Первый Президент Республики Беларусь стал архитектором новой страны. Тысячелетняя мечта белорусского народа сбылась — Республика Беларусь стала суверенным и независимым государством. Но, как оказалось, этого недостаточно для развития в современном глобальном мире.

По мере раскручивания маховика второй холодной войны и сопутствующей ее экспансии Запада в восточнославянские государства, увеличения горячих точек на политической карте мира, уничтожения ряда стран (Югославия, Ирак, Сирия, Ливия, Йемен) нарастало осмысление поиска такого формата взаимодействия с государствами, который бы позволил укрепить безопасность страны, выстроить взаимовыгодные стратегические отношения, позволяющие развивать свою экономику и повышать уровень жизни граждан. 
Подписанный 2 апреля 1997 года Договор о Союзе Беларуси и России — это своего рода граница вечной дружбы и мира, образец нового стратегического регионального партнерства и глобального миропорядка. Будем откровенны, Союзное государство — это единственная в мире исторически объективно взаимосвязанная наднациональная государственно-правовая конструкция и одновременно цивилизационно-культурное монолитное образование. 
Запад постоянно демонстрирует свое право осуждать, критиковать, поучать и не хочет говорить на равных. В том числе и поэтому нельзя принижать историческую роль Союзного государства. Ведь оно дало надежду на возрождение как славянской цивилизации, вызревшей в лоне христианских православных традиций, так и на потенциальную возможность создать и Беларуси, и России свои полноценные суверенные государства. Уже в новейшей истории белорусской государственности наша страна и белорусский народ смогли по достоинству оценить поистине судьбоносную помощь России в отстаивании и сохранении Беларуси как субъекта международного права, тем самым остановив варшавско-вильнюсский сговор по блицкригу и государственному перевороту. В этой связи считаю целесообразным при модернизации Конституции обозначить Союзное государство как приоритетное направление в стратегическом партнерстве и основополагающее во взаимодействии двух государств. Очевидно, что ни одна страна в одиночку в регионе не может противостоять агрессивной политике Запада и НАТО. Будем откровенны, во многом благодаря Союзному государству Беларусь смогла избежать участи Югославии и Украины.

Президент Александр Лукашенко первым на постсоветском пространстве выступил инициатором создания подобного наднационального государственного объединения. И мало кто мог предположить, что в 2020 году это окажется исторически верным решением в жизни двух братских народов. Скептикам можно ответить: белорусский лидер всегда акцентированно подчеркивал и принципиально отстаивал позицию, согласно которой независимо от различного рода форматов объединений Беларусь должна оставаться независимым, суверенным государством во имя сохранения исторической правды и приумножения национальных традиций ради будущих поколений. Политика белорусского государства основывается на многовекторности, что дает реальную возможность не только приобщаться к мировым достижениям в сфере культуры, науки, религии, спорта, образования, здраво­охранения, но и динамично, функционально-структурно в рамках национальных интересов эффективно развивать свою социально-экономическую сферу. В свою очередь, на VI Всебелорусском народном собрании Президент в формате диалога подчеркнул роль Союзного государства и значимость многовекторного развития страны как системного конструкта в архитектонике международных отношений.

Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter