Союз прирастает дипломатией регионов

Беларусь и Россия давно решили, что Союзное государство будет социальным – именно так записано в Договоре о союзном строительстве. И законотворческая деятельность Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – прямое этому доказательство. Основная работа по унификации национальных законодательств идет именно в социальной сфере.

В 2006 году подписан Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который регулирует государственное социальное обеспечение,  обязательное  (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний россиян и белорусов. Завершилась работа над Соглашением об оказании экстренной медицинской помощи, которую на территории двух государств уже гарантирует законодательство. Причем малая дипломатия, строящаяся на двусторонних договорах между регионами, областями, районными центрами, значительно ближе к конечному результату.
Очень хорошо работают правоохранительные органы приграничных районов и субъектов Федерации и областей Беларуси. На дорожно-
транспортное происшествие выезжают те российские и белорусские бригады скорой помощи и работники ГИБДД, которые находятся ближе к пострадавшим и могут раньше оказать медицинскую помощь. Большое значение для народов двух стран имеет реализация Соглашения об обеспечении равных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Двумя президентами твердо оговорены и позиции, регламентирующие трудовую миграцию.
К сожалению, из-за чиновничьих проволочек в действие вступили не все подписанные нашими президентами документы. Причина – нежелание или некомпетентность исполнителей. Я имею в виду конкретные министерства и ведомства. Например, чтобы согласовать любой проект, он должен пройти экспертизу в минфинах и Беларуси, и России. Процедура настолько непростая, отнимает столько сил и здоровья, что у профильных министерств и ведомств зачастую руки опускаются. Этому нет никаких оправданий.
Комиссия, которую я возглавляю, занимается законотворческой деятельностью именно в сфере социальной политики. К сожалению, должен констатировать: она слабо подтверждается финансами. Судите сами. На раздел «Образование» – обеспечение деятельности филиала Российского государственного социального университета в Минске, конкурс исследовательских работ школьников Беларуси и России «Общность народов – общность литератур», туристический слет учащихся Союзного государства и проведение гражданско-патриотической смены для учащихся кадетских школ-интернатов и суворовских училищ Беларуси и России – выделено чуть больше 11,5 миллиона российских рублей. На раздел «Культура» – почти 52.
Разумеется, противопоставлять эти статьи ни в коем случае нельзя. Формирование единого культурного пространства не менее важно, чем образовательного. Просто хочу подчеркнуть, что министерства культуры России и Беларуси, Федеральное агентство России смогли обосновать и доказать необходимость выделить им такую большую сумму. А министерства образования не подумали об увеличении финансирования этого раздела.
Финансированием статьи «Здравоохранение и физическая культура» тоже не похвастаешься. На эти сферы выделяется чуть больше 13 миллионов рублей. Это очень небольшая сумма, и практически вся она идет на проведение Спартакиады Союзного государства для детей и юношества.
На раздел «Социальная политика» выделено всего 25 миллионов 700 тысяч рублей. Этих средств хватит на оздоровление и лечение детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним территорий и организацию санаторно-курортного лечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны России и Беларуси и лиц, приравненных к ним.
Расходы на союзную социальную политику, здравоохранение, культуру, искусство и спорт небольшие. Причем, подчеркиваю, даже они не всегда используются на 100 процентов. Это говорит о том, что министерства и ведомства не проявляют особого рвения освоить все полученные деньги. К сожалению, за это с них даже спросить нельзя: легитимной союзной власти еще нет.
В этом году в рамках Концепции социального развития Союзного государства на 2005-2010 годы мы планируем обсудить шаги дальнейшей унификации законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан России и Беларуси, проблемы формирования и развития единого образовательного пространства, создания Российско-белорусского социального института.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter