Союз делает наши государства сильнее

Как воспринимается Союзное государство в мире? Какова роль парламентариев наших двух стран в интеграции Беларуси и России? Насколько реально сегодня говорить о конкретных сроках принятия Конституционного акта? На эти и другие вопросы отвечает председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Беларуси, председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Николай ЧЕРГИНЕЦ.
— Николай Иванович, с чего начиналось Парламентское Собрание?
— Я достаточно хорошо помню то время. Не все представляли, что это будет за формирование. Но сегодня оно заявило о себе,, как о достаточно эффективной структуре, которая твердо стоит на позициях укрепления отношений между Россией и Беларусью. Через Парламентское Собрание прошли очень многие известные политики. Каждый из них внес заметный вклад в деятельность нашего межпарламентского объединения. Я бы сейчас вспомнил и Николая Ивановича Рыжкова, и Анатолия Ивановича Лукьянова, и Сергея Николаевича Бабурина, и многих других.
Сейчас новый этап в развитии межгосударственных отношений, и, конечно же, надо отдать должное Парламентскому Собранию — оно всегда было лидером в союзном строительстве. Отрадно и то, что, принимая бюджет Союзного государства, депутаты всегда исходили из того, что он должен работать на благо народов двух стран. Достаточно вспомнить такие проекты, как союзный телевизор, двигатели для большегрузных автомобилей, проекты, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Парламентарии целиком и полностью поддерживали эти программы и по возможности старались контролировать их воплощение в жизнь.
— Каких успехов на международной арене удалось достичь Парламентскому Собранию?
— Оно признано многими в мире. Но были времена, когда даже некоторые представители наших министерств сомневались, что мы получим, например, статус наблюдателя в Межпарламентском союзе (это крупнейшее объединение, образованное еще в конце ХIX века и превратившееся сейчас в форум, где участвуют практически все парламенты планеты, обсуждая важнейшие проблемы современности.
Конечно, мы очень довольны, что Парламентское Собрание получило статус наблюдателя в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества. Не многие в свое время верили, что нам это удастся. Но мы досконально изучили международные и внутренние документы этой организации и были уверены, что все у нас получится. Мы провели предварительные консультации со странами, входящими в ПАЧЭС, и было приятно, когда нам предоставили статус наблюдателя.
Уже достигнута договоренность о взаимодействии с латиноамериканскими, восточноафриканскими, исламскими государствами. Осуществляется обмен делегациями, ездим на заседания друг к другу. Мы сейчас налаживаем связи с Парламентской ассамблеей Западноевропейского союза — они нас регулярно приглашают для участия в своих саммитах, где мы выступаем, рассказываем о Союзе Беларуси и России, отвечаем на многочисленные вопросы. Сегодня также ведется активная работа с Балтийским союзом.
— Международное признание в немалой степени зависит от того, как идет процесс построения Союзного государства. Много вопросов сегодня возникает вокруг Конституционного акта. Как они решаются?
— Я являюсь участником всех комиссий, которые создаются уже на протяжении ряда лет для подготовки Конституционного акта. Парламентарии России и Беларуси действительно стремятся к тому, чтобы все возникающие проблемы были решены в рамках подготовки этого документа. Но, говоря о Союзе, надо очень щепетильно относиться к взаимоотношениям между нашими двумя странами. Здесь нужны осторожность и взвешенность. Сейчас взаимоотношения России и Беларуси строятся в конструктивном русле. И я уверен, что Союз, полнокровный и полноправный, будет создан, а Союзное государство будет представлять собой сильное межгосударственное объединение, которое будет действовать как единый механизм — речь и об экономике, обороне, социальных правах.
— Почему же возникают трудности, разногласия?
— Во времена СССР был отлаженный механизм взаимодействия. В первую очередь экономического. После того как страны заявили о своем суверенитете, они по-разному стали решать те или иные задачи. Беларуси удалось сохранить в руках государства важнейшие экономические рычаги, и это сказывается положительным образом сегодня. Беларусь стала по-настоящему суверенной и независимой. Россия развивалась несколько иным путем, особенно в экономике. И сейчас очень важно все это совместить под единой крышей, в едином законодательстве. Но главное — мы идем в этом направлении. Идем постепенно. И это правильно. Все сразу не решить. Уже подписаны соглашения о равных правах наших граждан. Многое делается для совместной обороны. Есть определенные результаты в области тарифов. Не стоит забывать и о таможне: убрали посты. У нас, по сути, единая граница. То есть сделано многое. И сделано это благодаря одинаковому пониманию того, что заложено в Союзном договоре. Разрушить что-то легко, трудно создать. И нам приходится очень скрупулезно подходить к каждому новому шагу. Но ясно одно: надо максимально быстро заканчивать подготовку Конституционного акта, представить его нашим народам для обсуждения и затем — принимать его. После этого будет создано новое правовое поле для движения дальше.
— Называются разные сроки проведения референдума по Конституционному акту. Но реально ли сегодня вести речь о сроках?
— По таким ключевым моментам, как введение общего рубля, принятие Конституционного акта, устанавливать сроки — это опасно для обеих сторон. Могут быть допущены ошибки, которые потом будет исправить гораздо труднее. Наши народы должны убедиться, что принимаемые решения не содержат даже скрытых  проблем. А для этого необходимо важные документы самым тщательным образом проработать.
— Насколько полно удается согласовывать позиции России и  Беларуси во внешней политике?
— По предложению российской части Парламентского Собрания на одной из сессий был рассмотрен вопрос о взаимодействии на международной арене. Это говорит о желании действовать в одном русле. И последние события подтверждают, что российские политики в большинстве своем активно отстаивают позицию Беларуси. Это касается и четких заявлений президента Владимира Путина, министра иностранных дел Сергея Лаврова, российских парламентариев. Но здесь важно и другое — Беларуси нужно больше рассказывать о себе, больше объяснять себя. Ведь когда мы приводим факты из своей внутренней жизни, показываем реальное состояние экономики, даже те, кто не является нашими сторонниками, зачастую соглашаются с нашим курсом. Критика Беларуси в своей основе вызвана тем, что Беларусь — самый верный союзник России. Я неоднократно от западных политиков слышал: зачем вам Россия? Но дело в том, что мы теснейшим образом связаны друг с другом. Связаны исторически, экономически. И политика на объединение наших государств поддерживается обществом. Создавая Союзное государство, мы делаем крепче наши страны. И это в наших общих интересах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter