Союз Большого молока

В деревне Олехновичи Молодечненского района Минской области местные жители продают дачникам коровье молоко по 7--7,5 тысячи белорусских рублей (около 40 российских) за трехлитровую банку. За минувшую пятилетку ее стоимость росла каждый год примерно на тысячу. Относительно выгодности такого бизнеса селяне традиционно мнутся, но одна из жительниц деревни все же призналась корреспонденту: «Не было бы выгодно – не продавали бы». Впрочем, молоко сегодня – не только дополнительный источник дохода для сельских жителей, но и серьезный экспортный ресурс Союзного государства.

Главным потребителем поставляемого из Беларуси молока была и остается Российская Федерация

В деревне Олехновичи Молодечненского района Минской области местные жители продают дачникам коровье молоко по 7--7,5 тысячи белорусских рублей (около 40 российских) за трехлитровую банку. За минувшую пятилетку ее стоимость росла каждый год примерно на тысячу. Относительно выгодности такого бизнеса селяне традиционно мнутся, но одна из жительниц деревни все же призналась корреспонденту: «Не было бы выгодно – не продавали бы». Впрочем, молоко сегодня – не только дополнительный источник дохода для сельских жителей, но и серьезный экспортный ресурс Союзного государства.

Млечный путь

Не секрет, что внутренний рынок для белорусских молокопроизводителей несколько проблемный: молочная продукция является социально значимой, приходится здесь работать себе в убыток. Выход -- в наращивании экспорта, доходы от которого позволяют с лихвой перекрыть убыточность внутренних поставок. А главным потребителем поставляемого из Беларуси молока была и остается Российская Федерация.

Во второй половине мая министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаил Русый и министр сельского хозяйства России Елена Скрынник провели видеоконференцию, на которой проанализировали динамику поставок белорусской «молочки» в Россию и ее стоимость. Министры решили в еженедельном режиме согласовывать рекомендуемые цены на основные ее виды и предотвращать случаи поставок продукции при отклонении поставщиков от рекомендуемого уровня цен. Например, в случае выявления фактов экспорта сыра в Россию по ценам ниже рекомендуемых будет приниматься решение о приостановке его поставок с конкретного предприятия.

Это весьма своевременно. Для получения общей картины ситуации на молочном рынке республики корреспондент портала soyuz . by обратился к одному из его участников -- директору ОАО «Слонимские молочные продукты» Александру Красницкому. Тот немедленно напомнил конец минувшего года: «Примерно с ноября россияне заняли выжидательную позицию по отношению к нашей продукции, рассчитывая, видимо, что мы сбросим цену на масло. Думаю, они попросту имели на тот момент некоторые запасы. В конечном же итоге буквально за март--апрель все наши склады были разгружены». Кстати, масло при определенных условиях -- температуре в 20--25 градусом ниже нуля -- может храниться 2 года, не теряя своих рабочих свойств. И белорусские производители научились не только создавать, но и хранить свой товар.

Итак, прежним «молочным войнам», надо полагать, положен конец. Впрочем, как ни парадоксально, именно эти экономические шероховатости и препоны прошлых лет -- пусть и совершенно надуманные -- позитивным образом отразились на белорусской «молочке». «Мы сегодня вышли на совершенно иной уровень работы, -- продолжает Александр Красницкий. – Например, каждому хозяйству Слонимского района закуплены приборы для измерения уровня антибиотиков – Delvotest’ы, которыми молоко проверяется прямо на фермах перед его доставкой на молокозавод. Кроме того, в Латвии провели обучение и подготовку наших специалистов. Словом, объявив нам «молочную войну», Россия нам же здорово помогла. Именно тогда все мы повернулись лицом к качеству молока».

Поворот этот, надо сказать, весьма внушителен и заметен. Скажем, в хозяйстве «Заря и К» Волковысского района организована молочно-товарная ферма «Колонтаи», поставляющая на продажу молоко лишь класса экстра. Строительство аналогичной МТФ ведется и в хозяйстве «Волковысское». Почему именно этот район Гродненщины приводим в пример? Да потому, что здесь на базе племзавода «Россь» формируется генетический потенциал дойного стада Беларуси: выращиваются коровы-рекордсменки, дающие до 15 тысяч кг молока в год. И подобных примеров в целом по стране очень много.

Кроме того, на сегодня Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и его российские коллеги урегулировали вопросы поставок белорусской молочной продукции в Россию. «У нас проблем никаких нет, -- заявил на днях Михаил Русый. -- Работаем в обычном ритме, выполнение поставок тех балансов, которые в конце декабря мы оговорили с Министерством сельского хозяйства России, идет по графику».

Левый приток

Однако определенные сложности все же есть. Белорусская сторона постоянно обращает внимание на необходимость защиты единого рынка Таможенного союза от поставок продукции по демпинговым ценам из третьих стран. На упомянутой выше видеоконференции двух министров упоминались, в частности, поставки масла из Новой Зеландии в Россию: 28 тыс. тонн масла в прошлом году (21 процент от импорта), в то время как из Беларуси было поставлено 56 тыс. тонн масла (42 процента). При этом имел место явный парадокс, труднообъяснимый не только исходя из факта строительства нашими странами Союзного государства, но и экономики в целом -- средняя цена новозеландской продукции с учетом ввозной таможенной пошлины была в полтора раза ниже, чем белорусской!

Присутствие третьих стран не может не беспокоить отечественных производителей «молочки» и наводит на определенные размышления. Например, в 2010 году по сравнению с 2008 годом импорт сухого обезжиренного молока из Беларуси увеличился на 2 тыс. тонн, в то время как из Европы -- на 50 тыс. Импорт масла из Беларуси сохранился на прежнем уровне, из Европы же он увеличился на 10 тыс. тонн, а из далекой Океании -- на 4 тыс. Наконец, поставки европейского сыра в Россию выросли на 50 тыс. тонн, а белорусского -- лишь на 25 тыс. В чем причина – мощном лобби и агрессивном маркетинге зарубежных производителей или же недостаточно активной позиции белорусских «молочников» -- судить сложно. Тем более, что качество белорусских молокопродуктов из года в год лишь растет.

«В советские времена мы были вынуждены принимать всю продукцию, -- говорит Александр Красницкий. -- Ныне же дело поставлено должным образом, наша аттестованная лаборатория проверяет качество поступающего на переработку молока. Да и сельчанина мы смогли заинтересовать в поддержании необходимого качества. За охлажденное молоко предусмотрены доплаты, а сами закупочные цены таковы: молоко сорта экстра мы приобретаем по 1.270.500 рублей за тонну (около 7.000 российских), высшего сорта – 1.097.250 рублей (около 6.000 российских), первого сорта – 1.013.250 (около 5.500 российских) и второго – 415 тысяч рублей (около 2.300 российских). Как следствие, 90 процентов поступаемого на слонимское предприятие молока имеет сорт экстра или высший».

Итак, литр молока сорта экстра приобретается у поставщика за 1270,5 белорусских рубля – примерно 7 российских. Конечно, это почти вдвое меньше, нежели выручается крестьянами от реализации дачникам. Впрочем, молочницы все той же деревни Олехновичи вспоминают, что в советское время они продавали свой продукт дачникам по 40 копеек за литр, государство же обязывало сдавать его, предлагая взамен… 6--8 копеек. Да и нынешние закупочные цены -- не предел. Выступая на минувшей неделе в парламенте, глава Минсельхозпрода Беларуси сообщил, что в ближайшее время планируется повысить закупочные цены на продукцию АПК для ликвидации диспаритета между ценами потребляемых энергоресурсов и реализуемой продукции. Кроме того, до конца этого года планируется установить паритетные цены на сельхозпродукцию с Россией, для чего понадобится увеличить оптово-отпускные цены примерно наполовину -- в несколько этапов.

«Мы не сбиваем России цены…»

Что же до наращивания экспортных поставок, здесь наши производители не спят. Директор ОАО «Слонимские молочные продукты» рассказывает, что буквально на днях 46 тонн масла -- целый железнодорожный вагон -- ушли в казахстанскую столицу Астану. «Однако основной наш экспортный рынок (процентов на 90) -- это, конечно же, Россия, -- отмечает он. -- Масло, сухое молоко и сыры слонимского производства поставляются в Москву и Санкт-Петербург, 9-процентный творог -- в Сибирь и на Дальний Восток. Словом, география поставок весьма обширна».

Еще одна столбовая дорога молочного прогресса -- активное использование биржевых возможностей. Ведь раньше работа белорусских молочников была стабильна и предсказуема: наличие госзаказа, четкого планирования и раз и навсегда определенной логистической схемы избавляло их от множества нынешних проблем. Сегодня в некоторой степени участь «молочки» упрощает Белорусская универсальная товарная биржа. «Торговать на ней удобно, -- поясняет Александр Красницкий. -- Вот у меня на столе ноутбук со специальной программой, и я прямо из своего кабинета веду торговлю. Это хорошо: создается конъюнктура цен, все довольно прозрачно. Когда соревнуются, скажем, 5--6 человек, цена может подняться значительно. Но при падении цены биржа оказывается слабым инструментом, она попросту замирает. А производители и покупатели тем временем начинают искать прямые контакты».

В скором времени белорусский Минсельхозпрод и организации--поставщики молочной продукции совместно с Национальным союзом производителей молока России проработают механизм поставок сухих молочных продуктов и сливочного масла из Беларуси в Россию через уполномоченные белорусские компании -- с возможным использованием механизма торгов на российской бирже. Решено также проработать вопрос оперативного создания совместной белорусско-российской молочной компании, которая смогла бы перерабатывать не меньше миллиона тонн молока. По словам Михаила Русого, у Беларуси есть необходимое для создания компании сырье и успешно развивающаяся перерабатывающая отрасль, в России -- перерабатывающие предприятия и рынок сбыта. Осталось все это увязать в единый механизм – и «молочные реки» станут куда более полноводными. И самое главное – очищенными от многих «подводных камней».

При этом экономические интересы обеих сторон также не забыты. «У нас запланировано, что когда в России начинается период Большого молока, мы переориентируем поставки сухого молока из России в третьи страны, -- подчеркнул белорусский министр. -- То есть мы не сбиваем России цены, а сами получаем валютную выручку на внешних рынках». Переориентироваться же будет не сложно: Беларусь привлекает в свою молокоперерабатывающую отрасль зарубежных инвесторов с мировыми брендами, а те, в свою очередь, проявляют к сотрудничеству в перерабатывающей отрасли немалый интерес. Причина проста: рентабельность в этой сфере составляет в среднем 5,7, а на отдельных предприятиях доходит даже до 18--20 процентов. Впрочем, страна готова идти на партнерство с иностранными инвесторами лишь с учетом национальных интересов.

Кроме того, планируется создать межрегиональную компанию по переработке молока. В ее состав войдут предприятия Гродно, Бреста и Минска. По мнению Михаила Русого, одним из наиболее перспективных направлений развития молочной отрасли в стране является создание региональных холдингов, которые также могли бы перерабатывать до миллиона тонн молока. При этом холдинги будут создаваться на базе комбинатов хлебопродуктов, имеющих животноводческие комплексы.

Синяя птица Белой Руси

Думается, настала уже пора и евронашествию платить той же монетой. Вернее, молоком. «Нас интересуют инвесторы, которые готовы не только вложить деньги и получить какую-то долю акций, а также прибыль, но и реализовать нашу продукцию не на рынок России -- мы там разберемся сами, а в страны Евросоюза и в третьи страны», -- заявил на днях Михаил Русый. Беларусь уже ведет переговоры о совместных проектах с финской компанией «Галактика», голландской «Кампина» и французской «Данон». Последнюю, в частности, интересуют шкловский и пружанский заводы по переработке молока. Вскоре ожидается приезд руководства «Данона» для обсуждения перспектив строительства молочного комбинат по выпуску широкого ассортимента молочной продукции. Инвестиции в этот проект составят 24 млн. евро.

Беларусь также ведет переговоры о привлечении в свою перерабатывающую отрасль средств Европейского банка реконструкции и развития, на первом этапе ЕБРР уже готов предоставить транш в 25 млн. евро.

Сегодня есть все основания полагать, что Белая река отечественной «молочки» не просто не обмелеет, а станет одним из серьезных экспортоориентированных локомотивов белорусской экономики. Понимание руководителей на местах имеется, фонды постепенно обновляются, инновации с инвестициями дорогу сюда уже проторили. Кто знает, может, спустя одно--два десятилетие Белая Русь будет восприниматься таковой не только потому, что чистая.

Максим Осипов

Soyuz.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter