Коллизия со списанием топлива: из-за изменений в ведомственном постановлении компания оказалась в крупных должниках

Совсем не секретный «Форвардер»

Добросовестное выполнение всех норм законодательства — одна из обязанностей бизнеса. В этом нет ничего удивительного: государство создает правила — предприниматели стараются неукоснительно следовать им. Впрочем, бывают случаи, когда, казалось бы, четкий алгоритм дает неожиданный сбой. В редакцию обратился Михаил Поддубицкий, директор частного унитарного предприятия по оказанию услуг «Форвардер». У компании весьма деликатная ситуация, грозящая многомиллионными убытками: из-за неверно трактованной инструкции по списанию топлива она оказалась должником перед бюджетом. В нюансы вник корреспондент «Р».

Нарушители де-факто

Предприятие «Форвардер» основано на территории Брагинского района Гомельской области в 2008 году. Раньше компания занималась лесозаготовками, но со временем стала производить и пиломатериалы. География поставок широкая. Несколько раз фирма становилась победителем конкурса «Предприниматель года». В своей деятельности применяет прогрессивные технологии: новейшее оборудование и технику. Процесс полностью механизирован, к примеру, компания оказалась одной из первых, кто ввез в страну форвардеры — трелевочные тракторы, используемые для лесозаготовительных работ, также одними из первых они купили харвестер. Парк постоянно обновляется, причем в нем много техники уникальной, представленной в единичных экземплярах. 

Директор частного унитарного предприятия по оказанию услуг «Форвардер» Михаил Поддубицкий.
— У нас очень непростая ситуация. При производстве нашей продукции, при лесозаготовке, при дроблении древесины, при вывозке основной расходный материал — топливо, — объясняет Михаил Поддубицкий. — С 1 сентября этого года вступило в силу постановление Минтранса № 44, которым установлены нормы расхода топлива на значительное количество моделей механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования. Оно распространяет свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016-го. То есть с этой даты применяются в качестве законодательно установленных перечисленные в нем нормы расхода топлива. Мы с 2016 года регулярно обращались в «Транстехнику» за разработкой норм расхода топлива и пользовались этими нормами в своей деятельности. За это исправно платили деньги. Услуга стоила около 500 рублей за каждую единицу. За все время оформили нормы для 40 единиц техники. В четвертом квартале 2016-го проходила проверка, в соответствии с которой нарушений выявлено не было. И вот выходит постановление Минтранса, в которое не вошла большая часть нашей техники, в первую очередь лесозаготовительной. Вышло так, что де-факто мы стали нарушителями налогового законодательства с 2016 года. 

Тут следует разъяснить. В отношении транспортных средств нормы расхода топлива устанавливаются Минтрансом. А в случае приобретения новой модели автотранспорта, для которой отсутствуют установленные ведомством нормы расхода топлива, организация применяет временную норму либо же (при наличии письменного подтверждения завода-изготовителя о том, что у данной модификации транспортного средства нет конструктивных отличий от соответствующей модели автомобиля, влияющих на расход топлива) норму расхода топлива на соответствующую модель транспортного средства. Временной нормой считается утвержденный руководителем организации контрольный расход топлива, указанный заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль. Если такие данные отсутствуют, руководитель устанавливает ее самостоятельно. Такую норму можно применять не более полугода. И по сложившейся практике, при отсутствии установленных норм организации страны до недавнего времени обращались в Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», заключая договор и осуществляя оплату услуги по установлению таковых норм. 

Предприятие должно использовать топливо не как затраты, а как прибыль.

Сверхнормативные затраты 

А с 1 января вступили в силу изменения в Налоговый кодекс. Ряд новелл носил уточняющий характер. И теперь в отношении норм расхода топлива в области транспортной деятельности к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. А при отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем. При их отсутствии — в пределах норм, установленных руководителем организации. И такие нормы действуют до момента утверждения нормативно-правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. Михаил Поддубицкий обращает внимание: при отсутствии установленных норм расхода ТЭР затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными. 

— Согласно нормам Налогового кодекса организация обязана пересчитать свою налогооблагаемую базу для налога на прибыль за три года и заплатить налог, что в нашем случае повлечет за собой остановку работы предприятия. Это в свою очередь создаст следующие проблемы: неисполнение договорных обязательств, недоимки по налогу. Кроме того, 90 человек могут остаться без работы. Дело в том, что если в справочнике Минтранса нет вашей машины, то налоговая инспекция принимает списание топлива как сверхнормативное. А это подразумевает, что мы должны использовать топливо не как затраты, а как прибыль. И соответственно, на все это топливо с 2016 года должны заплатить налог на прибыль. А это огромные деньги!

И тут важный момент. В соответствии с законодательством «Транстехника» уполномочена Национальным органом по аккредитации на определение расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование. Парадоксально, но факт: предприятие «Форвардер» обращалось в «Транстехнику», и на данный момент на все транспортные средства и оборудование нормы вышеуказанной организацией разработаны. Но они не вошли в новый справочник Минтранса. Забыли? Но теперь частное предприятие находится под угрозой закрытия. Однако Михаил Поддубицкий надежды не теряет. Его настойчивости можно только позавидовать. 

— После выхода справочника мы обратились в Минтранс, а также в «Транстехнику». Специалисты предприятия ситуацию понимают, но в ответ только разводят руками. Посоветовали обратиться в Минлесхоз. Логика простая: занимаетесь лесозаготовками — значит, не относитесь к Минтранспорта. Мы обратились и в Минлесхоз. Они порекомендовали обратиться в «Белгипролес», который разрабатывает нормы для подведомственных предприятий. И «Белгипролес» дает следующий ответ: Министерство лесного хозяйства может разрабатывать нормы топлива при эксплуатации специальных механических транспортных средств для выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ только в организациях, подчиненных министерству. Соответственно, раз мы не ведомственная организация, то нормы разрабатываться для нас не могут. 

Парк предприятия постоянно обновляется. Техника уникальная и в стране представлена в единичных экземплярах.

Новый поворот

После очередного обращения Минтранспорта и коммуникаций за подписью заместителя министра Андрея Иванова прислало ответ. Приводим небольшую выдержку: «Разработка норм расхода топлива проводится в соответствии с Методикой выполнения измерений расхода топлива при разработке линейных норм расхода топлива, согласованной с БелГИМ. Согласно методике для определения нормы расхода топлива измерения проводятся не менее чем на трех механических транспортных средствах, единицах судов, машин, механизмов и оборудования». 

И тут логичный вопрос: что делать предприятиям, которые эксплуатируют уникальную технику в единичных экземплярах? В ответе Минтранс четко обозначил: существует методика, казалось бы, ее разработчику достаточно обратиться в Госстандарт для корректировки положений. Но таких обращений не поступало. Мы уточнили у ведомства, насколько реально изменить документ. В пресс-службе нам пояснили, что он был разработан и утвержден БелНИИТ «Транстехника», а также согласован с БелГИМ еще в 2006 году.

В соответствии с одним из ГОСТов организация, утвердившая методику (т.е. БелНИИТ «Транстехника»), обладает авторскими правами на нее, а также имеет право ее актуализировать, вносить в нее изменения и отменять в случае ее морального устаревания или выявления в процессе применения неустранимых недостатков. Эта организация несет ответственность перед пользователями методики за правильность ее описания и достоверность сведений о показателях точности результатов измерений, полученных при правильной реализации. Но с 2006 года извещения об изменении методики от разработчика БелНИИТ «Транстехника» на метрологическую экспертизу в БелГИМ не поступали.

И еще один интересный момент. Согласно Положению о Минтранспорта и коммуникаций ведомство не уполномочено устанавливать, в том числе для целей налогообложения, нормы расхода топлива на харвестеры, форвардеры, дробилки и мульчеры. А за разъяснениями о порядке отнесения к составу затрат расхода топлива, нормы на которые были разработаны аккредитованной организацией, но не установлены постановлениями Минтранса, советуют обратиться в Министерство по налогам и сборам.

Классика жанра

Обращаемся. Инспекция МНС по Речицкому району рассмотрела обращение. И прислала ответ за подписью заместителя начальника инспекции Александра Кравцова. Опять же приводим выдержку. 

— В соответствии со статьей 131 Налогового кодекса, действующей до 1 января 2019 года, при налого­обложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными. 


Также специалисты постоянно рекомендуют обращаться за получением норм расхода топлива на завод-изготовитель. Мол, они их разрабатывают и предоставляют. Что ж, обращаемся. Ответ ожидаемый: предприятие эксплуатационные нормы расхода топлива для двигателей не устанавливает. И не может этого делать, ведь расход существенно зависит от условий эксплуатации, качества используемого топлива, степени износа двигателя, погодных условий, нагрузки на двигатель и т.д. 

Важный момент: эти нормы являются условными и действуют только на период проведения испытаний техники. То есть если руководствоваться нормами завода-изготовителя, они будут заведомо или завышены, или занижены, а для ведения бизнеса это неприемлемо. При этом завод-изготовитель рекомендует для получения информации о линейных нормах расхода топлива и правомерности списания стоимости горюче-смазочных материалов в целях налогового учета обратиться в БелНИИТ «Транстехника». 

Причем это вопросы не только лесозаготовительной техники. На предприятие «Форвардер» пришла новая дробилка. Налоговая инспекция дает рекомендацию: завод-изготовитель должен выдать норму расхода топлива. Но техника произведена двумя разными заводами. Сама машина — одной фирмы, и на ней установлено дополнительное оборудование уже другого производителя. И как рассчитать норму топлива? Тем более что заводы-изготовители на запрос предприятия дали ожидаемый ответ: нормы расхода топлива на продукцию не предоставляются, по запросу необходимо обратиться на БелНИИТ «Транстехника». 

Выход есть 

Директор «Форвардера» недоумевает:

— Получается, если мы хотим покупать новую технику, то топливо на затраты мы брать не можем. Хорошо, это мы сейчас знаем. А если взять и начислить все с 2016-го, то сумма получается огромная. Говорят, если машина находится в единичном экземпляре, этого недостаточно, чтобы внести ее в справочник. А у нас ведь в автопарке много техники уникальной — такой больше в стране нет. Выходит, топливо мы должны вносить не на затраты, а брать из прибыли. И по факту сумма высчитывается из сверхприбыли. Но ведь нормы расхода топлива распространяются не только на государственные предприятия. Нормы, разработанные Минтрансом, распространяются на все организации. Да, мы не подчиняемся ведомствам. При этом, к примеру, у нас есть техника «Амкодор-2661». Мы знаем, что у Минлесхоза на эту машину есть норма на списание топлива. А вот частные организации не имеют права ее применить. Потому что норма разработана только для министерства. Мы можем пользоваться только нормами, разработанными Минтрансом. И в этом перечне, как уже говорил, нет нашей техники. А раз нет ее, то мы использовали все топливо как сверхнормативное. То есть нет нормы. И налоговая инспекция принимает это как сверхнормативное списание топлива. 

Этот вопрос предприятие активно прорабатывает с Минтрансом и налоговой инспекцией. Но пока ничего не меняется. А ведь с этой проблемой столкнулись не только на «Форвардере». Подобные проблемы испытывают несколько десятков предприятий. Выход — в расторопности и принятии мер для исправления ситуации. Много не надо. Достаточно внести коррективы в методику выполнения измерений расхода топлива, где для определения нормы рекомендовано проводить исследования не менее чем на трех единицах техники. Безусловно, потребуется и незначительное изменение ряда норм налогового законодательства. Хотя очевидно: достаточно некоторым специалистам быть более расторопными и учитывать интересы и частного сектора. Ведь, как показала практика, можно безболезненно разработать нормы для всех заинтересованных. Тем более не за спасибо. На предприятии «Форвардер» есть все заявки, которые они направляли. Как и уже разработанные нормы, которыми они пользовались до недавнего времени. Есть и полные выкладки по каждой эксплуатируемой машине. Это головная боль не только для руководителя предприятия, но и для бухгалтеров. Ведь они несут ответственность за подачу данных. И де-юре сведения, которые они подавали последние три года, недостоверные. При том, что, повторимся, два года назад при проверке деятельности предприятия нарушений не было выявлено. 

Мы следим за развитием ситуации. 

sichevich@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter