Совсем не сахар

Проблемы самой сладкой отрасли требуют быстрого решения

Проблемы, с которыми столкнулась самая сладкая отрасль пищевой промышленности, требуют быстрого решения

В нынешнем сезоне у «Белгоспищепрома» неплохие виды на урожай сахарной свеклы: валовой сбор ее в Беларуси, по словам председателя концерна Ивана Данченко, достигнет рекордных 4,2 миллиона тонн. Из них реально получить 500 тыс. тонн песка, при том что на внутренние нужды страны еще недавно было необходимо 380 тыс. тонн. Нынешний год показал: «народный экспорт» составляет серьезную конкуренцию промышленному. Есть у отрасли и иные проблемы, о которых вчера шла речь на совещании в Городее с участием премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича.

— Несмотря на то что сахарная отрасль очень серьезно продвинулась за последнее время, здесь есть еще много нерешенных вопросов. Считаю, что многое было упущено в последние годы по развитию мощностей сахарных заводов. В результате нынешний высокий урожай, который нужно убрать в максимально короткие сроки, до 90—100 суток, приходится собирать загодя, когда сахаристость еще недостаточно высока, — констатирует премьер. — В этом я вижу большие потери и упущенную выгоду. В нынешнем году мы приложили серьезные усилия, вложили свыше 130 млрд. рублей в расширение мощностей четырех заводов, а они приросли незначительно. Сегодня наши заводы могут перерабатывать около 30 тыс. тонн свеклы в сутки, ее ограниченный срок хранения заставляет работать почти с колес.

По мнению Михаила Мясниковича, в нынешнем сезоне сахаристость белорусской свеклы достигнет уровня 16,5 — 17 процентов, что выше, чем в прошлом году. С одной стороны, благоприятствовали погодные условия, с другой — аграрии хорошо защитили свеклу от вредителей и соблюли все технологические требования. Правительство держало это под жесточайшим контролем, подчеркнул премьер.

3,65 млн. тонн из 4,2 млн. собранных закупит по госзаказу государство. Самое главное сейчас максимально извлечь сахар из свеклы, отмечает руководитель правительства.

— Мы посмотрели в поле: есть неотрегулированные комбайны, которые повреждают ножами корнеплоды. Такие порезы — очаги гниения, а значит, и неизбежны потери при хранении, — сказал он.

Еще одной важной задачей Михаил Мясникович называет транспортное обеспечение отрасли. Он пояснил, что для перевозки сахарной свеклы необходимо порядка 420 железнодорожных вагонов в сутки. В достаточном количестве их пока нет. Сказывается значительное увеличение числа перевозок промышленных и строительных материалов, которые в последнее время демонстрирует Минтранс.

Около 100 вагонов в ближайшее время предоставит Могилевский вагонный завод. Однако отсутствие подвижного состава налицо, железная дорога упустила этот вопрос, подчеркивает руководитель правительства. Он потребовал изыскать технику, отметив, что правительство ужесточило меры за сверхнормативные простои вагонов, карая штрафами и жесткими санкциями. Вагоны превратились в «склады на колесах», а это не дело, отметил премьер.

Третий блок вопросов совещания в Городее — экономика. Около половины произведенного сахара реализуется в Россию. В этом году наша соседка снимет урожай свеклы 4,6 млн. тонн. Это несколько ниже ее потребности, но почти на 2 млн. тонн выше, чем в прошлом году, что создает серьезную конкуренцию белорусскому сахару.

— Если оптовая цена за килограмм на российском рынке достигала 25 рублей, то сегодня она снизилась до 21 рубля, а по прогнозам, упадет до 20 рублей. Это создает определенные проблемы для экономически эффективных продаж белорусского сахара на российском рынке. Поэтому необходимо расширять рынки и серьезно работать над снижением себестоимости. Пока экономика отрасли плохая. Есть убытки, что, с одной стороны, оправданно, поскольку много вкладывается в развитие. Однако рассчитывать на то, что откуда-то придут деньги в эту рентабельную отрасль не приходится, — резюмировал премьер.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter