Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Все ставят – и я ставлю». Как помогает вычислять нарушителей новая система фиксации неправильной парковки

Совсем не «райт»

Парковки – головная боль любого крупного города. Недавно на минской улице Гурского служебная машина МЧС не смогла подобраться к подъезду: проезжая часть оказалась оккупирована легковушками. К счастью, инспекторы ДПС быстро разыскали их владельцев: авто разъехались, пожар потушили, но осадочек остался. Когда белорусы станут парковаться по правилам? И как помогает в борьбе с нарушителями «Паркрайт» – новая система фиксации неправильной стоянки? Чтобы увидеть работу ноу-хау своими глазами, корреспонденты «Знаменки» отправились в рейд со старшим инспектором ОГАИ Московского района Минска Александром Трюпиным.

На улице Уманской – три бесплатные стоянки. Но водители все равно оставляют авто на проезжей части

В шесть раз быстрее

Перед отъездом Александр устанавливает аппаратно-программный комплекс «Паркрайт» (от английских park – «парковаться» и right – «правильно») на лобовое стекло служебной машины. Два глаза (две камеры) обращены на проезжую часть: одна камера фиксирует неправильно запаркованный транспорт, а другая считывает его номер. Собранная информация передается сначала на монитор, а затем – в Центр фиксации правонарушений, который высылает провинившимся «письма счастья».

В 2018 году такие приборы появились во всех минских отделах ГАИ и в большинстве областных управлений. И хотя времени прошло немного, инспекторы ДПС успели оценить новшество по достоинству. Александр Трюпин – в их числе:

– Раньше на то, чтобы «отчистить» улицу от неправильно припаркованных авто, могло уйти и три часа, и даже больше. Пробиваешь по базе номер, разыскиваешь владельца, составляешь протокол. А ведь часто бывает, что машину водит не сам хозяин, а его супруга или сын, которые ушли в торговый центр и не слышат звонка. С появлением «Паркрайта» на все про все уходит не больше получаса – это примерно в шесть раз быстрее.

Вычислять нарушителей, устроивших самовольную стоянку под знаком, не единственная функция умного прибора. Он может гораздо больше – даже обнаруживать бесправников, считывая и анализируя номера проезжающих машин. Но это в перспективе – пока нет специального ПО, замечает старший инспектор:

– «Увидев» на дороге автомобиль, владелец которого уже привлекался к ответственности за вождение без прав, «Паркрайт» подаст сигнал, чтобы сотрудники ГАИ успели остановить водителя и проверить у него документы.

Все ставят – и я ставлю

Скоро Ирине придет «письмо счастья»
Одна из самых проблемных улиц Московского района – Уманская. Здесь расположен крупный торговый центр, рядом – три бесплатные стоянки. Но зачем выискивать свободное место на паркинге, если можно просто оставить свой «универсал» или «седан» на проезжей части? И ничего, что он мешает автобусам и троллейбусам. Это же не трамваи – объедут. Видимо, такой логикой руководствуются те, кто смело паркуется прямо под знаком «Стоянка запрещена».

«Увидев» знакомую улицу, «Парк­райт» автоматически активируется и начинает снимать машины, припаркованные не по правилам. Среди них – и добротный джип с детским креслом на заднем сиденье, и автомобиль доставки пиццы, и такси. Впрочем, последнее при виде сотрудников Госавтоинспекции разворачивается и уезжает: о «Паркрайте» таксисты знают.

Выжидаем пять минут, дав возможность уехать тем, у кого была объективная причина остановиться («Вдруг у кого-нибудь ребенка укачало»), и идем на второй круг. Все, кто не успел покинуть незаконную стоянку, попали в базу и вскоре получат «письма счастья».

Среди нарушителей и минчанка Ирина.

– За что меня штрафовать? Да я же всего на пять минут в банк выбежала! – виноватится владелица джипа.

Впрочем, она не скрывает, что запрещающий знак все же видела:

– Но я посмотрела, что все стоят, и тоже припарковалась.

Отговорки в сторону

«Я только на пять минут», «А что, тут есть знак? Честное слово, не видел…» Каких только отговорок не пришлось нам выслушать за время рейда. Хотя из машины мы выходили по собственной инициативе, ведь умное устройство позволяет инспектору ДПС не контактировать с нарушителем и не тратить драгоценное время на выслушивание оправданий – как правило, одинаково неубедительных.

Александр Трюпин работает в паре с «Паркрайтом» около года

За четыре круга в нашу базу попали 22 машины. Табличка с данными авто и их владельцев «улетает» на флешку, чтобы потом, вернувшись в отдел, старший инспектор мог отправить ее в Центр фиксации правонарушений. Впрочем, 22 – это еще не рекорд: однажды Александр в паре с «Паркрайтом» за один рейс поймали 38 нарушителей! А вот такого, чтобы штраф за неположенную парковку вдоль улицы Уманской выписать было некому, не случалось ни разу.

– Около 15 лет назад в Минске начало расти количество личных автомобилей, с тех пор проблема парковок не теряет актуальности, – делится наблюдениями Александр Трюпин, который работает в Госавтоинспекции уже 18 лет. – Самые частые нарушения – стоянка на тротуаре, на газоне, под запрещающим знаком. К сожалению, желающих припарковаться там, где нельзя, не останавливает даже штраф. Хотя, думаю, вырасти он раза в четыре, нарушителей бы заметно поубавилось.

Вскоре «Паркрайт» будет патрулировать еще две улицы Московского района – Советскую (в районе торгового центра «Столица») и Семашко. На последней находится автошкола: из-за машин, припаркованных вдоль обочины, начинающие водители не всегда видят движущийся транспорт и могут попасть в ДТП.

КСТАТИ

За нарушение правил остановки и стоянки предусмотрен штраф в размере одной базовой величины – сейчас это 25,5 рубля. За повторное нарушение в течение года штраф увеличивается вдвое.

Есть вопрос

А вам мешают плохо припаркованные авто?

Юлия Бразовская, студентка, Минск:


– Очень. Особенно те, что припаркованы возле пешеходного перехода. По ПДД ставить машины ближе чем за 15 метров от зебры нельзя, но многие игнорируют это требование. В итоге приходится следить за тем, чтобы из-за плохо припаркованной машины никто не вынырнул. Сама я всегда следую правилам, тем более что помню их очень хорошо: права получила меньше месяца назад.

Василий Стаселович, водитель, Воложин:


– Лично мне не мешают. Воложин – город небольшой, поэтому проблем с парковками нет: не видел, чтобы кто-то оставлял машины на тротуарах или вдоль проезжей части. Правда, порой не получается найти место на стоянке возле дома – тогда ставим у соседнего, никто не против. А если тебе перекрыли выезд, проблема решается за пять минут: позвонил – и машину отогнали. Всегда знаю, кому звонить, даже если водитель не оставил под стеклом номер телефона: у нас во дворе все свои.

Андрей Тимофеев, инженер, Витебск:


– Возле моего дома на улице Чкалова много машин, припаркованных не по правилам: кто-то оставляет авто на тротуаре, кто-то – прямо на дороге, мешая проехать другим. Поэтому сотрудники ГАИ в нашем дворе частые гости. Но осуждать водителей сложно: дом старый, возводился в 1960-х годах, когда мест под автомобили не предусматривалось. Городские власти пошли навстречу и оборудовали стоянку, но немного в стороне. В итоге там паркуются жильцы ближайшего дома, а мы снова ни с чем .

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter