«Билли, заряжай!»
Буйству креативности владельцев первых минских электротеатров было мало места под тусклыми огнями провинциального города — «Модерн», «Иллюзион», «Люкс», «Гигант», «Эден» призывно манили на премьеру диковинного зрелища, предлагая комфорт сообразно толщине кошелька: от удобных кресел и оркестра для солидных господ до пропахших мазутом и прокуренных тесных залов для публики попроще.Впрочем, после 1917‑го вычурные названия сменились на более созвучные эпохе: «Иллюзион» стал «Пролетарием», «Гигант» — «Красной звездой», а «Эден» — «Интернационалом».Кинотеатр «Красная звезда (Чырвоная зорка)». 1930-е годы.
Тогда же новые зрительные площадки были обустроены и в некоторых культовых зданиях. Так, в минской хоральной синагоге на Серпуховской (ныне улица Володарского) разместился кинотеатр «Культура», а на месте лютеранской кирхи на Захарьевской — синематограф «Детский».
В 30‑е годы минувшего века большая часть минских кинотеатров мало чем напоминала своих предшественников. Однако они уже приобретали определенный, хотя и весьма демократичный лоск: появились кассы, благоустроенные вестибюли, комфортные и вместительные зрительные залы — все это удачно совпало с началом эры звукового кино… А затем началась война. Все крупнейшие кинотеатры в центре города были серьезно повреждены во время бомбежек, и в ходе последующей послевоенной реконструкции белорусской столицы их снесли.
Кинотеатр «Культура» в здании бывшей синагоги. 1930‑е годы.
Больше залов — хороших и разных
В послевоенные годы кино было, пожалуй, единственным доступным развлечением для широких народных масс лежащей в руинах страны, поэтому строительству кинотеатров и восстановлению киносети советские власти придавали огромнейшее значение.Кинотеатр «Летний» в парке Горького. 1960-е годы.
Уже в 1950‑м кинолюбители горячо приветствовали появление первенца послевоенного кинематографа, созданного легендарным архитектором Лангбардом — кинотеатр «Победа». Но для страны, с большим трудом восстанавливающейся из развалин и пепла, такой кинодворец был скорее роскошью, нежели типовым проектом.
Кинотеатр «Победа». 1960-е годы.
Поэтому в последующее десятилетие основным трендом стали недорогие деревянные постройки, первая из которых — кинотеатр‑красавец «Летний» в центральном парке им. Горького. К сожалению, здание полностью сгорело в 1975 году, восстанавливать его, к еще большему сожалению, не стали. Собрат «Летнего», правда, не столь «породистый», известный под названием «Радуга», в 1952 году открылся в ПКиО им. Челюскинцев. Ему повезло чуть больше: он покинул этот мир в 1990‑е, будучи демонтированным за бесперспективностью.
В те же 50‑е, когда власти стали решать проблему обеспечения кинотеатрами новых жилых районов, были построены еще три образца немудреного деревянного зодчества — кинотеатры «Знамя», «Вымпел» и «Ударник». А вот деревянная же «Зорка», выросшая в районе Академии наук, поражала не только своими богатырскими габаритами, но и диковинной по тем временам ночной подсветкой. Что, увы, не спасло и ее от ковша бульдозера после решения построить на этом месте в 70‑х годах мегакинотеатр «Октябрь».
Кинотеатр «Зорка». 1960-е годы.
Первое послевоенное десятилетие стало для столичных объектов кинопроката настоящей эпохой расцвета.По популярному в те годы в Советском Союзе типовому проекту архитектора Зои Брод построены кинотеатры «Спартак» на Сторожевке и «Авангард» на Грушевке. В эти же годы открылись для посетителей два прелюбопытных кинообъекта, разместившихся в жилых домах: «Смена» на Долгобродской (закрытый в 2002 году) и «Центральный», прекрасно здравствующий на проспекте Независимости и по сей день.
Кинозалы, построенные в 60‑х годах прошлого столетия, ни особыми архитектурными изысками, ни размахом уже не впечатляли. «Комсомолец», «Родина», «Мир», «Беларусь», «Ракета» — во времена хрущевского минимализма от них подобного и не требовалось, а основные свои функции они выполняли исправно. В качестве исключения можно отметить разве что построенные уже при Брежневе кинотеатры «Пионер» и «Партизан», привлекавшие внимание архитектурой принципиально нового типа — много стекла, света и зелени.
Большинство кинотеатров, построенных в столице в 70‑е годы (основной массив строительства пришелся на удаленные районы города), — «Вильнюс» в Зеленом Луге, «Дружба» в Чижовке, «Современник» на Харьковской — ориентировались на архитектурные параметры предшественников.
Кинотеатр «Пролетарий». 1930‑е годы.
«Кино родилось на ярмарке. И через 100 лет вернулось туда же»
Отдельно стоит упомянуть кинотеатры, в определенной степени ставшие предшественниками современных кинокомплексов.Первенцем эпохи гигантомании стал и поныне приметный, правда, несколько подрастерявший прежний шарм «Октябрь», построенный в 1975‑м. Он располагал залом, вмещавшим немыслимые по тем временам 1400 зрителей. За первый год работы его посетило более 2 200 000 человек.Следующим колоссом минского кинопроката стал кинотеатр «Москва», два зала которого были способны вместить 1320 человек. Для своего времени это был самый технически совершенный и укомплектованный кинотеатр в Беларуси. Построенные в конце 80‑х «Аврора» и «Берестье» оказались последними вагонами поезда братьев Люмьер в советскую эпоху…
В конце прошлого столетия в Минске на «величайшее из искусств» работали 26 кинотеатров. Многие из них, не выдержав конкуренции сначала с настырными, агрессивными и вездесущими видеомагнитофонами, а затем с тяжелой артиллерией технической революции в мире зрелищ, уже покоятся с миром. Некоторые выжили и довольствуются тем небольшим, что оставляют на барском столе новые фавориты зрительских симпатий: уютные мультиплексы, частные кинокомнаты и приватные кинотеатры. И это тоже кино, только уже совсем другое…
prso@sb.by
likchodedov@mail.ru
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.