Совсем другая «зона»

СЭЗ как мощный инструмент государственного управления национальной экономикой Кто бы что ни говорил, но еще недавно слово «зона» в нашем обиходе имело вполне определенное значение: места не столь отдаленные, где зэки «мотают» свой срок. И если в России, судя по всему, так оно остается и поныне, то в Беларуси «зона» все чаще ассоциируется с определениями «свободная» и «экономическая».

Первой из свободных экономических зон (СЭЗ) стала брестская, где сегодня зарегистрированы 84 предприятия. Вслед за Брестом такие же «совсем другие зоны» появились во всех областных центрах и в столице республики. Целью их создания было привлечение инвестиций в белорусскую экономику и насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией.
Впоследствии, когда эти цели были достигнуты, резидентов СЭЗ, имеющих определенные налоговые и другие льготы, стали переориентировать преимущественно на экспорт. Однако затем возобладало мнение, что подобные льготы «закрывают» выход на внешние рынки для других белорусских производителей, расположенных вне СЭЗ, и круг льгот для резидентов «зоны» был значительно сужен – теперь они предоставляются в основном при условии выпуска импортозамещающей продукции.
Так исчерпали ли СЭЗ в современных белорусских условиях свой потенциал?
Gefest решает дилемму
«У нас всегда существовала дилемма: или отдавать продукцию на экспорт, или закрывать потребности Беларуси, – говорит Людмила Астапова, заместитель генерального директора ОАО «Брестгазоаппарат», совместного белорусско-российского предприятия, более известного по своей торговой марке Gefest. – С одной стороны, необходимо придерживаться государственных рекомендаций по ежегодному наращиванию экспорта на пять процентов. С другой стороны, активное развитие жилищного строительства в Беларуси приводит к росту внутреннего спроса на брестскую продукцию».
Пока из 150 тысяч производимых СП кухонных плит экспортируется почти три четверти, причем львиная доля поступает в Россию, где Gefest удерживает 17-18 процентов рынка. Более того, соотношение «цена/качество» брестской продукции таково, что эта доля может быть значительно увеличена. Упускать такую возможность не с руки, да и белорусские потребители готовы своим кошельком голосовать за расширение и обновление производства. Значит, нужны новые инвестиции. На это в СП за ближайшие пять лет планируют направить 30-40 миллионов долларов.
Новые технологические линии, которые позволят более чем вдвое, до 350 тысяч, увеличить ежегодный выпуск продукции, разместят на дочернем предприятии «Гефест-Техника», открытом в брестской СЭЗ еще в 2005 году.
По словам Людмилы Астаповой, за эти два года выгода, полученная от создания в СЭЗ двух дочерних предприятий («Гефест-Техника» и «Гефест-Кварц»), уже измеряется миллионами долларов. И если недавно основной акционер СП, российский Газпром, собирался продавать свою долю как «непрофильный актив», то сегодня такой вопрос уже не стоит.
Лучше быть первым
В конце 90-х они начинали со скромного ассортимента продукции из сельди. Теперь в шести цехах компании «Санта Бремор» выпускают еще и спреды (рыбные «намазки» на бутерброды), икру, пельмени, даже мороженое. «Это взаимозаменяемая продукция. Когда летом спрос на рыбу снижается, мы делаем больше мороженого, – объясняет директор СП «Санта Бремор» Сергей Недбайлов. – Сегодня у нас около трети белорусского рынка мороженого. Однако рыба все же остается приоритетом: в общем объеме производства ее доля составляет 70—80 процентов». Ежегодно объем производства увеличивается примерно на треть, а ассортимент – на 40—50 наименований. И если на отечественном рынке изделий из рыбы брестская компания безусловно доминирует, то на зарубежных приходится сражаться с мощными конкурентами. Пока справиться с этой задачей удается: около 60 процентов своей продукции предприятие поставляет в Россию.
Для повышения конкурентоспособности продукции на «Санта Бремор» не только расширяют ассортимент и вводят в строй новые линии. В начале 2008 года собираются запустить собственную газотурбинную установку, которая будет вырабатывать электроэнергию.
«Если бы мы не работали в рамках СЭЗ, то, наверное, все равно вышли бы на нынешний уровень, – говорит Сергей Недбайлов. – Но только года через два-три. А при современной конкуренции время – деньги: очень трудно попасть на прилавок, если там уже лежит что-то похожее. Лучше быть первым».
Контроль по всей вертикали
И это действительно так. Например, производитель мясных продуктов – ИП «Инко-фуд» – за пять лет, прошедших с начала работы в СЭЗ, достиг таких результатов, для которых другим, наверное, понадобились бы десятилетия. Сегодня доля этого предприятия в общем объеме белорусского экспорта мяса и мясопродуктов составляет около 35 процентов. Каждая вторая тонна отгружается в Россию (поставки в 31 регион), каждая третья – на Украину (15 областей).
Да, от льгот, которые некогда имел «Инко-фуд» как резидент свободной экономической зоны, уже почти ничего не осталось. Но пока удается и выдерживать конкуренцию, и даже расширяться. Например, к концу 2008 года в соседнем Каменецком районе намерены построить крупную птицефабрику. «На это будет потрачено свыше
22 миллионов долларов.  Но зато мы полностью закроем наши потребности по мясу птицы, – утверждает советник директора ИП «Инко-фуд» Александр Прилуцкий. – И это очень важно, так как 50—60 процентов нашего сырья – именно мясо птицы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter