В жизни всегда есть место чуду

Совсем близко

Проживаешь день за днем в однообразной будничной суете. Замечая пролетающие дни лишь тогда, когда приходится ставить дату на каком-нибудь платежном документе. И тут недовольно удивляешься, что уже осень, и даже не начало, а середина октября… Умом понимаешь: скоро зима, а там Новый год, а потом опять все повторится. Ловишь себя на простой мысли — время идет, бежит, летит, а ничего чудесного ты так и не увидел. Оно, это самое чудесное и удивительное, где-то есть, существует независимо от тебя, но ты с ним не сталкиваешься.


Начинаешь думать, что оно где-то далеко, за морями и лесами, на расстоянии многочасового перелета или долгой поездки на поезде либо автобусе. Ведь ты же видишь в социальных сетях всяческие заморские красоты: пирамиды на берегах Нила, храмы в Мексике, Индии, Перу… Великую Китайскую стену, гигантской каменной змеей извивающуюся среди холмов, Лувр и Елисейские поля, Барселону, айсберги Гренландии, да и много всего прочего, восхитительного и потрясающего воображение. Думаешь: вот у кого-то жизнь насыщенная, он ничего не упустил, поехал-полетел — и что-то для него открылось… А ты какой-то невезучий и несчастный, интересная жизнь проходит мимо тебя, а тут еще дождь, ветер и скверное настроение.

Но вдруг в субботу жена предлагает съездить в Полоцк. Вроде бы синоптики проливного дождя не обещают. Полоцк — не Париж и не Мадрид, он совсем рядом. На маршрутке от столицы 3 часа. И ты неохотно соглашаешься. Едешь, дремлешь, а потом в окно начинаешь на осень смотреть. Просыпаешься — и оторваться уже не можешь. За окнами машины — готовые картины, одна другой выразительней. Бери любой пейзаж и вставляй в раму. Но это присказка, прелюдия, вступление…
Ощущение чуда не зависит от расстояния.
В Полоцке, который знаешь как свою ладонь, тебя ждет чудо. Самое настоящее. Ты не случайно, а целенаправленно идешь в Спасо-Преображенскую церковь. Незнакомая девушка-реставратор из России говорит, что церковь закрыта и можно только вот здесь, переступив порог, немного постоять и чуть-чуть посмотреть… Ты ей начинаешь объяснять, что знаком с художниками-реставраторами, которые работали и работают в этом храме. С Володей Ракицким и Юрой Малиновским. Эти имена, как пароль, как по мановению волшебной палочки, все открывают, свет зажигается, и мы с женой оказываемся в глубине древнего храма, а вокруг уникальные фрески ХII века. Они так близко и не за стеклом, что к ликам святых можно (но мы этого не делаем) прикоснуться кончиками пальцев… У колонны лежат инструменты реставраторов, у которых сегодня и завтра выходной.

И хотя мы в этом храме не первый раз, все это видели, снова и снова переживаешь что-то удивительное. 

Рядом пожилая монашка читает молитву, над книгой горит свеча… Накрывает ощущение, что ты выпал из своего суетного времени (хотел сказать: и пролетел в обратном направлении больше восьми столетий, но я не уверен в том, что мы летели в прошлое). Стоишь оторопев и даже говоришь с трудом. Тут все настоящее. Даже растрескавшиеся дубовые плахи серебристого цвета на колоннах вытесаны в XII столетии.

Стоя под колоннами, глядя на древние фрески, я словил себя на ощущении, что эти безымянные плотники, каменщики, монахи, таскавшие камни, но особенно художники, знали и понимали о жизни что-то такое важное, что уже недоступно сегодняшнему человеку. И если с чем-то и можно сравнить наше путешествие в древний храм, так (ближе всего) с полетом в космос. Возможно, что-то похожее испытывают космонавты, но для них полет — работа, часть профессии.

Так что удивительное и невероятное не всегда где-то далеко. Иногда космос в нескольких часах езды на автомобиле, а может, и на соседней улице. 

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter